14.11.12

Конспект НОД по теме: « Овощи и фрукты» (старшая группа)

Цели:
   Коррекционно-образовательные:
-    формировать  у детей конкретные представления о предметах живой природы, умение устанавливать взаимосвязи между живой и неживой природой;
-        учить анализировать несколько сторон одного и того же явления;
-  продолжать учить детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу.    
  Коррекционно-развивающие:
-      активизировать словарный запас  по темам « Овощи» и « Фрукты»;
-      упражнять в составлении простых распространённых предложений с однородными членами;
-        развивать фонематический слух, восприятие за счёт автоматизации и дифференциации  поставленных звуков в связной речи;
-  развивать у детей: общую, мелкую  и артикуляционную моторику; силу и продолжительность выдоха.
  Коррекционно-воспитательные:
 -       воспитание дружелюбия, умения вежливо и корректно общаться с окружающими.

Оборудование:
  Муляжи овощей и фруктов; картины «Огород», «Сад», «В пустыне»; мнемотаблица; ноутбук, музыкальная запись спокойной (классической) мелодии.

Ход занятия:
1.      Организационный момент.
Психологический настрой «Цепочка дружбы» (звучит спокойная мелодия).
- Встанем в круг. Настроимся на работу. Потрите ладони, почувствуйте тепло. Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его. А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!

2.      Вхождение в сказку.
Стоя на ковре, пожать друг другу руки. Педагог предлагает детям поехать в волшебную страну растений (имитация езды на машине).

3.      Основная часть.
- Вот мы и приехали (дети садятся на стульчики, расставленные полукругом), внесение  картины «Огород», на столе у педагога на подносе лежат Овощи. Правило – кто приезжает, приходит в гости, тот и первый здоровается.
Овощи:
- Здравствуйте, дети! Я помидор. Я морковь, картофель.
Педагог:
- Мы вас узнали, мы даже можем вас назвать одним словом.
Дети:
- Овощи.
Овощи:
- Почему, вы так нас называете?
Дети:
- У вас есть общее (отличительные признаки овощей)
Овощи:
- Теперь нам понятно, а это наши дети.
Обыгрывание ситуации: маленькие помидорка и огурчик не знают, кто они такие. Дети помогают им: описание овощей по мнемотаблице. Схема описания: цвет, форма, величина, вкус,  произрастание, употребление в пищу и переработка. Более сложный вариант для детей с ФНР, ФФНР (лучше развитой речью) что это /название, видовая принадлежность/, цвет, форма, размер, вкус, сочность, произрастание, использование.  При составлении детьми описательных рассказов следить за правильность звукопроизношения, упражнять в составлении простых предложений с однородными членами.
Педагог:
- Вы куда – то собрались?
Овощи:
- Да.
    Рассказ овощей о том, что спряталось солнышко, а без солнышка они не могут расти и созревать. Дети отвечают на вопрос педагога, что солнышко даёт растениям свет и тепло. Дети предлагают овощам помочь в их поиске. Сидя на стульчиках, имитация ходьбы. По дороге им встречаются разные препятствия:
·        Ветер.
      Упражнение на силу голоса и продолжительность выдоха (постановка нижнедиафрагмального дыхания). Положение, стоя, вначале рука на диафрагме, затем руки согнуты в локтях и располагаются у груди. Плавные, отталкивающие движения  руками от себя, одновременно производим вдох (следить, чтобы не поднимали плечи; дышим грудью, работаем грудью и животиком), выдох – у – у- у…  громко  (сильный ветер), тихо (слабый ветер).
·        Этюд « Посадим деревья»  Они защитят нас от ветра.
Присесть, ладони вместе, перед грудью. Пробивается росток – скользящие движения ладонями друг о друга. Постепенно поднимаемся на ноги, растравляем веточки – руки вверх и развести их в стороны, появились листочки – развести пальцы в стороны и слегка ими подвигать.

         ·            Дождь. Пошлёпать руками по коленочкам.
        Объяснение: дождь это хорошо, он всем нужен, в том числе и растениям, но если его осадков (воды) много – это плохо. Почему? Что же нам делать, всё кругом затоплено, нам дальше не пройти. Позовём ветер, сейчас он будет нашим союзником и поможет нам.
Сидя:  спокойный вдох через нос, продолжительный выдох через рот.

     Далее дети с Овощами попадают в сад / картина «Сад», муляжи фруктов/.  Гости здороваются с хозяевами Фруктами. Повторяются основные свойства фруктов, описание фруктов, но мнемотаблицах, используемых при описании овощей. Фрукты просят взять их с собой, они  предлагают свою помощь в поисках солнышка. Их не берут. Овощи считают, что в поиске могут участвовать только овощи. Педагог с детьми объясняют овощам, что надо дружить со всеми, все достойны дружбы, тем более что и овощи, и фрукты – это растения. Мы сильны дружбой и взаимопомощью!

    После растения с детьми находят солнышко в пустыне (картина). Объяснение: нет солнышка – это плохо, но если солнышка  много – это тоже плохо / тем самым мы показываем детям несколько сторон одного явления/. Совместно принимается решение: пригласить солнышко в страну растений, а в пустыню – дождик / пошлёпать руками по коленочкам/.

4.      Обсуждение сказки.
     Что  мы узнали? Пригодится ли нам это в нашей жизни? Были ли подобные ситуации с ребятками (хотел участвовать в игре, а его не брали). Обратить внимание, что одно действие бывает и хорошим, и нет (больного ребёнка нельзя угощать мороженым, хотя он очень его любит).

5.      Ритуал «выхода» из сказки
« Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились»

6.      Рефлексия.
  Педагог:
- Вот и вернулись мы в детский сад. Где мы побывали? Чему научились?
Автор : Лутова Елена Юрьевна, учитель - логопед, 1 кв. категория.
МКДОУ Детский сад № 4, город Туринск, Свердловская область.

______________________________________
По моему мнению, и многие мамы наверное со мной согласятся, что самыми удобными для прогулок с ребенком являются детские коляски трансформеры. Они комфортные, легко складываються и занимают мало места. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий