03.03.2014

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни /статья из опыта работы/

Проблема раннего формирования представлений о здоровом образе жизни  актуальна, своевременна и достаточно сложна. Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим, это наиболее благоприятный период  для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих является также необходимым условием воспитания здорового ребенка в детском саду. Результативность такого процесса во многом зависит от того, насколько активно участвуют в нем родители.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки системы взаимодействий ДОУ и семьи.
На протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении  взаимодействие с семьёй воспитанника определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ  реализуется посредством разных форм:
·        родительские собрания. Диалог на родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению доверия, обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную деятельность воспитывающих взрослых, - и как результат новое качество воспитания ребёнка. Собрания – встречи проходят в разных формах и носят интригующие названия («Круглый стол с острыми углами», «Дискуссионные качели» и т.д.).
·        родительские конференции. Успех конференций по формированию представлений о здоровом образе жизни зависит от соблюдения следующих условий: наличие определённого запаса знаний у родителей, изучение опыта семейного воспитания для подготовки выступлений, наличие иллюстративного материала. Тематика конференции обычно определяется содержанием предыдущих занятий с родителями. Например, после цикла собраний и консультаций на тему «Оздоровление детей» была  проведена конференция «Семейные традиции здорового образа жизни» и «Эмоциональное благополучие как залог здоровья семьи».
·        тематические консультации  для родителей по своему характеру близки к беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с семьёй. Тематика консультаций в нашем детском саду определяется результатами повседневных наблюдений за деятельностью ребёнка. Эта форма работы с родителями позволяет педагогам ДОУ, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с ними все аспекты формирования представлений о ЗОЖ, а с другой – получить  от родителей важную для себя информацию.
·        дни открытых дверей, дни здоровья
·        стенды – это наглядная форма представления информации.
ü     структурирована по направлениям
ü     отвечает информационным запросам родителей
ü     эстетически оформлена
ü     содержит текст и фотоматериалы
·        выставка – это собрание предметов (рисунков, фотографий, книг, журналов) о здоровье, здоровом образе жизни семьи и детского сада. Выставки детских работ организуются в целях привлечения родителей к результатам обучения детей («Если хочешь быть здоров - закаляйся», «Мы на физкультурном занятии»). Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная семья». Тематические выставки «Как воспитать здорового ребёнка» , «Спортивный досуг в семье» -  познакомят родителей с актуальными вопросами общественной жизни, пропагандируют лучший опыт семьи, в доступной наглядной информации представляют демонстрационный материал. Большой отклик вызывает у родителей и детей предложение презентовать семью в форме семейной газеты; газеты детского сада «Ласточкины вести. ЗОЖ»
·        досуговые формы – это совместные досуги, праздники. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения /«Папа, мама, я – спортивная семья», «Спортивный праздник с родителями», «Мы за здоровый образ жизни», организация «Семейных театров»/
·        познавательные формы – ознакомление родителей с вопросами здоровьесбережения, с особенностями формирования представлений у детей о здоровом образе жизни, формирование у них практических навыков. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь часто на популярные телепередачи /«КВН», «Что, где когда?», «Круглый стол»/.
·        акция. Например, целью акции «Здоровый образ жизни» - является пропаганда здорового образа жизни среди детей, родителей, сотрудников через создание информационного поля.
Сегодня в дошкольном учреждении накоплен интересный опыт взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьями воспитанников. Список форм взаимодействия постоянно пополняется, поэтому в этом вопросе мы  ставим многоточие.
Автор: Казанцева Н.А., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 9» городского округа Богданович Свердловской области

Комментариев нет:

Отправить комментарий