03.01.2009

Учиться, учиться и учиться! Как?


Здравствуйте, уважаемые читатели!

Все мы хотим, чтобы наши дети хорошо учились. Ребенок, успешный в школе, думаем мы, и в жизни добъется успеха.

И, в общем-то, это довольно близко к истине.Самые последние психологические и социологические исследования показали, что бывшие "отличники" и "хорошисты" в большинстве случаев делают неплохую карьеру и, главное, именно бывшие отличники довольны тем, чем они занимаются, а если нет - активно ищут себя и сферу применения своих сил.

Так что, если ваш ребенок хорошо учится - радуйтесь, вам повезло: он обладает природной способностью с интересом читать и понимать слова и умением рассказывать узнанное. Это важный дар, потому что в основном именно так люди собирают информацию и делятся ею.

Вся система образования ориентирована на таких детей, тех, кто смог прочитать или услышать и правильно пересказать. Подкрепите этот природный дар трудолюбием и мотивацией - и можете гордиться прекрасными оценками своего ребенка и на законных основаниях мечтать о его успешной карьере.

А что делать, если ваш ребенок не такой? Если он плохо воспринимает учебную информацию из уст преподавателя или со страниц учебника и затрудняется ее пересказать? Если он с трудом учится через чтение, но хорошо понимает и запоминает, один раз увидев и попробовав? Если он, как говорится, "думает руками"? Или с трудом выступает у доски, плохо строит фразы, волнуется и забывает элементарные слова?

Учителя часто навешивают на таких учеников ярлыки "тупица", "неспособный" и тому подобное. А их прогнозы о будущем таких детей довольно мрачные.

Не слушайте этих учителей! Возможно, у вашего ребенка есть немалые способности и его ждет блестящее будущее. Просто у малыша есть проблемы обучения и ваша задача - определить эти проблемы и помочь ребенку их решить. Конечно, в ряде случаев потребуется вмешательство специалиста - например, если ваш ребенок «дисграфик» или «дислексик» (ох, как его, беднягу, шпыняют учителя!) без логопеда (а иногда и психоневролога) не обойтись.

Перед вами статья, которая в некоторых, часто встречающихся, но далеко не во всех, ситуациях может оказаться очень полезной.

Обратите внимание: речь в статье идет не только об обучении, но и об улучшении оценок - родители, чьи дети страдают от "оценочного террора" (определение Владимир Леви), это поймут. Психологи составили типологию личностей в зависимости от ее способности воспринимать информацию. Разобравшись, кем на самом деле является ваш ребенок, вы сможете найти более эффективные методики для его обучения.

Логик: развита математическая и логическая доминанта мышления

Вас можно поздравить. Учебные пособия писаны как раз для вашего ребенка. И, скорее всего, у него нет проблем с учебой, в особенности с алгеброй, геометрией, физикой и прочими точными науками. Не исключено, что при этом слегка хромают литература, языки, гуманитарные предметы. Устные выступления и выходы к доске по нелюбимым предметам наводят на него панику, особенно если школьник относится к холерикам или меланхоликам. Но, по подсчетам психологов, дети этого психотипа реже других страдают от неуспеваемости и редко отдают предпочтение только одному школьному предмету,

Как готовиться к проверочным работам

По любимым предметам этого и не потребуется: он знает их назубок и сдаст на "пять", даже если сегодня паникует и убеждает вас, что наверняка завалится. Накануне контрольной работы постарайтесь создать дома максимально спокойную обстановку, приготовьте вкусный ужин, обязательно с десертом. Испытания по нелюбимым предметам создают логику настоящий стресс. Учитывая все это, помогите ему быстрее и качественнее запомнить материал.

Старайтесь как можно чаще пользоваться таблицами. Структурированная таким способом информация уляжется в голове гораздо быстрее.

Биологию, историю, обществоведение превращайте из текстов в цифры, графики и даже системы уравнений. Стройте графики по приросту и размножению амеб, инфузорий или по численности населения Золотой Орды. Исторические факты хорошо запоминаются в виде уравнений: вместо икса будут первые буквы названия событий или исторических личностей, а вместо коэффициентов при иксе - даты. Так, Наполеон превращается в N, а запись о войне с ним - в 1812 N.

Любые факты, которые нужно запомнить, старайтесь объяснить ребенку с точки зрения логики. Например, "Настасья Филипповна считала себя недостойной любви и потому сбежала с Рогожиным, а он убил ее из ревности". Как можно меньше лишних слов, только суть и краткость.

Предлагайте ребенку записывать краткий конспект по каждому гуманитарному предмету. Пусть пользуется математическими символами, выдумывает собственные знаки или пользуется стенографией.

Готовясь к контрольной по химии, биологии, ставьте практические эксперименты и опыты, исследуйте живую природу. Если понадобится, отправляйтесь в зоопарк перед контрольной по зоологии.

Зритель: развито визуальное восприятие информации

Переходный тип мышления. С одной стороны, учебники и записи на доске словно придуманы специально для него: смотри и запоминай. Но зрителю необходимы яркие образы, а в скучных таблицах и серых картинках он не видит ничего вдохновляющего. У вашего ребенка, скорее всего, есть сложности с учебой, и, вероятно, это касается математики, языков, литературы, химии, общественных наук. Биология, история, география даются ему проще спасают красочные наглядные пособия, карты, даже потрепанный поколениями школьный скелет. Зато с орфографией у него нет проблем: он просто "фотографирует" слова в книгах и запоминает их написание. "Зритель" относится к разряду хорошистов, но чаще - троечников. Не очень любит выступать перед классом (если только не заводила по темпераменту), но если придется, говорит красиво, используя яркие образы, На контрольных спасается шпаргалками.

Как готовиться к проверочным работам

Разрешайте ему готовить шпаргалки! Только пускай он не записывает, а зарисовывает схематически ту информацию, которую нужно запомнить. Наутро, перед выходом из дома, вы можете смело отобрать все любовно приготовленные шпаргалки: и не сомневайтесь, он отлично запомнил все, что вчера старательно рисовал.

Перед контрольной по самым нелюбимым предметам предложите ему нарисовать только цветовыми пятнами картину собственного настроения, а затем - образ того, что ему нужно знать завтра на контрольной. С вероятностью 90-95% эти картины совпадут... Попросите ребенка расшифровать второй рисунок и показать, что означает каждое цветовое пятно на листе. Скорее всего, он без труда выложит вам весь материал, который завтра будут проверять ("Вот эта точка - теорема Пифагора, я ее помню, видишь, она розовая, а это формула площади трапеции. Тут я плаваю, поэтому все лилово-синее..."). Поверх пробелов в памяти (и соответствующих им пятен на рисунке) напишите ручкой недостающие формулы, даты, названия.

Ту же методику вы можете использовать с другими материалами: пластилином, бумагой, тканями. Попросите ребенка "сплести" историю русско-турецкой войны в виде браслета-фенечки.

Вклейте в учебники ребенка дополнительные белые листы и поощряйте рисование на них по мере чтения. Договоритесь с учителем, чтобы он не запрещал вашему ребенку рисовать в учебнике и на уроках, когда изучается новый материал.

Подберите тематические фильмы (например, от ВВС или National Geographic) или компьютерные презентации на темы, по которым ожидается проверка, и посмотрите их вместе с ребенком.

Поэт: развиты лингвистические способности

Ваш ребенок читает взахлеб, тайком или открыто сочиняет сам и может быть замечательным оратором. Вам, как и родителям логика, повезло, поскольку школьная программа ориентирована и на читающих детей. Они хорошо запоминают на слух и получают пятерки по русскому, литературе, языкам и прочим гуманитарным предметам. Точные науки даются сложнее, а на таких уроках, как музыка или рисование, поэтам бывает скучновато.

Как готовиться к проверочным работам

Выдумывайте вместе сказки о прекрасной стране Математике (Физике, Химии, Черчении и т. п.), о населяющих ее гражданах-Цифрах (Атомах, Точках и пр.), правилах этой волшебной страны. В игровой форме вы поможете ребенку усвоить и сложные формулы, и не поддающиеся обычному запоминанию теоремы, законы.

Накануне проверочной работы устройте настоящую дискуссию на заданную тему: пускай ребенок отстаивает общепринятую точку зрения, а вы выдвигайте идеи двоечника, противоречащие здравому смыслу. Стойте на своем: площадь круга вычисляется как сумма квадратов катетов! И дайте ребенку возможность вас разубедить: пускай рисует этот круг, объясняет вам про число пи. Он сам не заметит, как повторит нужную тему наизусть... Спортсмен: кинестетический тип восприятия информации

Совсем необязательно, чтобы любимым предметом такого ребенка была физкультура. Это может быть хрупкая Дюймовочка, неспособная лазать по канату и бегать стометровку, но она идеально чувствует собственное тело. Предпочтения в учебе есть, но они не поддаются единому правилу. Такие дети плохо концентрируются, быстро утомляются, сидя на одном месте, и с проверочными работами часто возникают сложности: начав одну задачу, они бросают ее на середине и переходят ко второй, а в результате не решают ни одной...

Как готовиться к проверочным работам

Вашему ребенку хочется понюхать теорему, потрогать углекислый газ и распробовать на вкус сражение с монголо-татарами. Иначе он просто не запоминает информацию. Предложите ему перед завтрашним испытанием наделить домашние осязаемые предметы качествами того, что нужно запомнить. Реферат по географии переместится на кухню, где Гренландия будет сливочным мороженым, а Австралия - лимонным желе. Пускай ребенок дурачится и заучивает формулы, перекладывая с места на место мягкие игрушки или стреляя из водяного пистолета по разным мишеням.

Если ребенку требуется заучить длинный материал, разбейте его на части и разрешайте ему делать перерывы и двигаться, как только освоен очередной фрагмент.

Готовясь к контрольной по физике, химии, биологии, по возможности смоделируйте те объекты, о которых идет речь, или показывайте их действие в быту.
Источник: http://subscribe.ru/digest/children/school/n73997759.html

Комментариев нет:

Отправка комментария