06.02.2010

Тематические игры с дошкольниками – пособие для родителей и педагогов

Вступление 
(для родителей и педагогов, играющих с детьми)
Плавать раньше, чем ходить; писать раньше, чем читать; читать раньше, чем говорить..?
Мир детства невозможно представить себе без игры, которая является, по определению психологов, ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Казалось бы, эта аксиома должна определять уклад жизни и в семье, и в каждом детском учреждении, где с малышами работают дипломированные специалисты. Но так ли обстоят дела на самом деле? Какое место сегодня отводится игре?
На педагогических семинарах в Семейном клубе "Рождество" родители часто делятся собственным опытом выбора детского сада для своего чада. Интересно, что проблемы, с которыми они сталкиваются в этом серьезном деле, до того схожи, что можно говорить об определенной тенденции в современной педагогической практике. Приведем один из типичных диалогов, произошедших в стенах детского садика на этапе знакомства.
Мама четырехлетней девочки беседует с воспитательницей:
Мама: "Мне сказали, что у вас очень хороший садик, отличается от других…"
Воспитательница: "Ну и правильно сказали. Хороший садик - это какой? Тот, где дети не просто так, где с ними занимаются."
Мама: "А у вас, я понимаю, с малышами занимаются?"
Воспитательница: "У нас все, как положено. Дети под присмотром, занятия одно за другим, едва на прогулку иной раз успеваем! У нас и английский, и логика, и счет, и ИЗО, и музыка, и хореография, и логопед – все есть. С утра, как позавтракаем - сразу серьезные занятия, потом – прогулка, потом – обед и тихий час, а после полдника уже - что попроще: пение там, танцы, лепка, рисование. И парточки, и стульчики – все под малышей, очень удобные."
Мама: "А когда же дети играют?"
Воспитательница: "Играют, на занятиях и играют! А как же – мы ведь не школа, у нас все в игровой форме!"
Мама: "Да нет, я про игры, как таковые, спрашиваю – дети же маленькие, им в школу не на следующий год идти…Воспитатели с детьми в какие-нибудь игры играют?"
Воспитательница: "Ну, конечно, играют! Вы не волнуйтесь, у нас много разных игр – и на логику, и на развитие речи, и на математическое мышление! И по карточкам, и по таблицам – в разные игры играем. Я же вам говорю - у нас сад очень хороший!"
И это факт – хорошим детским садиком сегодня считается тот, в котором занимаются с детьми. Занимаются же, по сути, тем, что называется подготовкой к школе. Только происходят такие занятия почему – то в "хорошем детском саду", начиная с самой младшей группы.
Похожим образом обстоят дела и во многих современных семьях, увлеченных идеей раннего развития: плавать, раньше, чем ходить – писать, раньше, чем читать – читать, раньше, чем говорить. Ходить, раньше, чем стоять - стоять раньше, чем сидеть - сидеть, раньше, чем лежать… Малышам, для которых свойственно совершать игровые действия с предметами, в качестве таковых предлагаются всевозможные кубики и карточки – кубики Зайцева, кубики Никитина, карточки Домана…
Особым же "гонениям" подвергается игра детей, стоящих на пороге школы. Родителям не терпится заменить это, по их мнению "бестолковое, уводящее от реальных жизненных задач, времяпрепровождение", полезными "развивающими" занятиями - теми, которые смогут, на их взгляд, дать ребенку то, что будет в школе необходимо.
И в большинстве дошкольных учреждений игровая деятельность, с одобрения родителей, вытеснена учебной, игра же понимается, в лучшем случае, лишь как необходимая психологическая разрядка в перерыве между "серьезными занятиями".
Подобное несправедливое отношение к игре дошкольников – следствие того, что родители зачастую даже не подозревают, какое место занимает игра в развитии человека вообще и в формировании тех ценных качеств, от которых, в частности, напрямую зависят будущие школьные успехи.
Непонимание и недооценка педагогических возможностей игры сегодня всерьез тревожит специалистов. Приглядимся к ней повнимательнее…
"Репетиция" взрослой жизни
В традиционной детской субкультуре игра не случайно занимала значительное место. По своему содержанию игра являлась (и является!) одним из способов усвоения ребенком социально-ценностных смыслов.
Это значение игры так отмечал протоиерей, профессор В.В. Зеньковский: "Игры не уводят нас от реальности, они, наоборот, вводят нас в нее... Дитя преображает реальность в игре - и отсюда игра становится психическим лоном, в котором оформляются и развиваются все наши творческие движения (эстетические, этические, религиозные)".
В исследованиях природы и психологии игры такими учеными как Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др. отмечается, что детские игры возникли как отражение трудовой и общественной деятельности взрослых. Игра, таким образом, является своеобразной "репетицией" взрослой жизни.
Различные занятия людей, в частности, нередко изображаются в народных детских подвижных играх, а их тексты и правила отражают отношения к разным формам человеческого поведения:
Ваня бегает, играет,
Камешки в лузу кидает,
Камешки в лузу кидает,
Нас в игру не принимает.
Мы его зовем-зовем,
На работу поведем,
Косу в рученьки даем,
Ну-ка, Ванечка, коси,
Вдоль по пашенке ходи…
Вдоль по пашенке ходи -
Нас, ребят, весели!
Примечательно и значимо также то, что в содержании фольклорных игр труды взрослых, в основном, подаются как источник радости жизни, притягивающий и манящий. А встречающиеся в ролевых играх такие персонажи, как ленивцы, воришки и пр. братия, рисуются в сатирических красках; к ним играющие могут обращаться с наставлением и укором:
Кто спину не гнет,
На работу не идет,
Кто спит с утра,
Того прочь со двора!
или
А где гнется спина -
Там пшеничка густа.
С колоска – зерна мешок,
А зимою - пирожок!..
Но игра не только учит и наставляет. Игра помогает развитию различных человеческих способностей: сообразительности и наблюдательности, ловкости и выносливости, музыкальности и пластичности. Определенное влияние оказывает игра и на складывание таких значимых черт характера, как умение общаться в коллективе в соответствии с обстоятельствами, подчиняться правилам, открыто переживать удачи и неудачи.
Психологами была также выявлена интересная взаимосвязь между известной способностью ребенка в игре переносить функции одного предмета на другой и учебной деятельностью.
Когда мы видим малыша, "оседлавшего" стул задом наперед и подпрыгивающего на нем под бравую песню, да к тому же во всю размахивающего, скажем, половником, то в большинстве случаев нас не охватывают подозрения относительно его психического здоровья. Мы понимаем, что стул в его игре стал богатырским конем, сам он – удалым всадником, половник – мечом-кладенецом, ну а мы – свидетели той легкости, с которой развивается в игре способность к переносу значений с одного предмета на другой.
Самые обычные предметы в игре ребенка переживают ряд чудесных превращений, оставаясь при этом самими собой. И вот покрывало становится крышей над домиком из подушек, и скатертью-самобранкой, и плащ-палаткой, и рекой на пути, и лесной полянкой со зверушками, а кастрюля, водруженная на голову – шлемом крестоносца, а конфетный фантик – кукольной тарелочкой, а большой каштан – караваем хлеба, а шкатулка с пуговицами – сундуком сокровищ…
В игре развивается способность воображения к символическим действиям и использованию предметов-заместителей. В дальнейшем это позволит в процессе учебы овладеть другими типами замещения – схемами, знаками, символами, различными моделями и т.п.
Сплетаем венки…из игр
Народные и авторские подвижные игры являются составной частью программы студийных занятий с детьми 1,5 – 8-ми лет "Традиция", разрабатываемой педагогическим коллективом Семейного клуба "Рождество". Особенность программы такова, что играм в ней отводится особая роль. Они дополняют основное тематическое содержание целого цикла занятий, которое преподносится детям в контексте бесед, сказок, рукоделия, песен, экскурсий и праздников.
Например, в тематическом цикле "Город, как мир" (7–8 занятий в период Великого поста, дети 6,5–7 лет) лейтмотив града – земного и небесного – является ведущим.
Основной в этом цикле становится тема христианского понимания жизненного пути человека, как приготовления к Вечности – к небесному граду, двери которого открыл для нас Господь Своим Воскресением. Так, в ходе тематических бесед дети знакомятся с Заповедями блаженства – они помогают нам понять, кого называет Господь счастливыми (блаженными) и ждет в Своем Небесном Царстве. В ходе выполнения творческих заданий дети, шаг за шагом, создают из глины город, устройство которого соответствует их представлениям о счастье.
А вот сопутствующая тема цикла – о нашем малом земном отечестве, граде Москве. На ее основе "сплетен" венок-игр "Московский". В нем в игровых действиях изображаются и этапы строительства города, и особенности его расположения, и разнообразные занятия ремесленников, служивших своим трудом москвичам…
В самом начале работы над программой "Традиция" для занятия просто отбирались несколько игр на нужную тему. Но со временем стало очевидно, что для более глубокого "погружения" в раскрываемую тему и для сохранения содержательного единства всего занятия имеет смысл выстраивать отдельные игры в смысловую последовательность – со своим сюжетом и героями. Так, в живом педагогическом поиске, родилась методика составления тематических "венков игр".
"Венком игр" автор называет ряд игр, объединенных общей темой и связанных меж собой смысловыми переходами ("смысловыми связками").
Тематические "венки игр"- незаменимые помощники не только на педагогических занятиях с участием детей и родителей, но и в ходе семейных праздников. Венок игр – это, по-сути, готовый сценарий домашнего праздничного действия с участие гостей – маленьких и взрослых, объединяющий друзей общими впечатлениями в ходе игр.
Итак, "венок игр" или его фрагменты может пригодиться как родителям - например, в качестве сценарной основы детского праздника, так и педагогам, работающим с группой детей. Участие родителей в ходе таких занятий становится своеобразным мастер-классом для них, помогающим открыть для себя богатство возможностей игры – оптимизирующих отношения, командообразующих, развивающих творческую мысль и инициативу.
"Венок игр" подобно, скажем, сказке, имеет свою указующую, воспитательную цель и увлекательную, понятную детям тему. Возможности таких тематических игр велики: ведь получение различных знаний по географии, истории, археологии, архитектуре, эстетике, этике, народно-бытовой и художественной культуре становится впечатлением, формирующим внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и сопутствующих занятий.
Практикум плетения венков из игр
Как устроен "Венок игр"
"Венок игр" строится на 3-х, максимум 5-ти играх – народных или авторских - с яркими, различными игровыми замыслами, а также имеет стихотворные завязку, развязку и "мостики" от игры к игре — смысловые связки.
Смысловыми связками могут быть попевки, пальчиковые игры, "песенки пути", авторские рифмованные тексты или реплики педагога. "Смысловые связки" сопровождаются определенными действиями, повторяемыми детьми вслед за педагогом: характерными жестами, имитирующими повадки животных, занятия людей и пр., передвижением и перестроением в пространстве зала (хороводы, разбивка по парам и пр.).
Приведем в качестве пояснения небольшой отрывок из осеннего "венка игр" для детей 4-х лет. В процессе игр мы выясняем, какие овощи выросли в саду, какие – на огороде, называем, разглядываем их. Каждому ребенку предлагается выбрать и взять из корзины овощей и фруктов только то, что пригодно для супа.
Авторская игра педагога Людмилы Ершовой.
Смысловая связка - реплика педагога.
"Вы видели, как мама варит суп? Как вода кипит в кастрюле? Как овощи плавают? Мы все будем большой "кастрюлей", (беремся за руки, образуя большой круг ("кастрюля")) про какой овощ споем, тот и прыгнет в "кастрюлю" и будет там быстро бегать, ходить, плавать. Ваша задача — не столкнутся с другими овощами, особенно когда их будет много, а главное – вовремя услышать, когда мы называем тот овощ, что у вас в руках."
Взявшись за руки, быстро идем по кругу.
У мамы в кастрюле кипела вода,
И овощи прыгали прямо туда.
Эй, картошка (капуста), в кастрюлю ныряй,
Мама, суп варить продолжай.
Ребенок, у которого в руках картошка (или другой названный овощ) заходит в круг и бегает внутри.
Повторяем игру несколько раз, перечисляя все необходимые для приготовления супа составляющие. На повторении идем в другую сторону.
Смысловая связка – пальчиковая игра.
Обед
Собирались на обед:
Наш любимый старый дед,
Бабушка — несет оладушки;
Папа — с ложкой,
Мама — с поварешкой,
Внуки несут карасей по штуке,
Внучки — несут ягод кучку,
И я! И я!
Вот и вся наша семья!
Смысловая связка. Имитация действий по тексту (или "игра-повторялка").
Кому спасибо?
За борщ красивый
Кому "спасибо"?
Папа с дедом
По весне
Огород вспахали
Эх! Ух! (2 р.).
Дочки и сыночки
Зернышки сажали
Эх! Ух! В ямку - бух!
Всей семьею летом
Его поливали!
Эх! Ух! Плюх! Плюх!
Осень настала —
Урожай собрали!
Эх! Ух!
Тянем-потянем
Вытянуть не можем!
Народная игра.
Репка
Дети сидят па полу, держа друг друга за талию. Это – "репка". "Дедка" стоит перед "репкой".
Водящий ходит вокруг с песней:
"Ох, репка моя!
Репка соженая, огороженная!
Да и кто тебя сажал,
Да и кто поливал?
Огораживал?
Все дети ("репка"):
А сажал меня Иван,
Поливал Селиван,
Селиванова жена огораживала!
Ведущий берет за руки первого ребенка, вытягивает со словами:
"Тянем, потянем,
Вытянули репку".
Тот, кого вытянули, становится за ведущим, помогает тянуть следующего…
Пояснение для педагогов.
В контексте программы "Традиция" знакомство детей с новым "венком игр" происходит на первом занятии очередного тематического цикла. По мере освоения детьми в течение занятий цикла правил, текстов и мелодий игр важно добиваться активного участия в них каждого ребенка. Эта активность предполагает не только точную передачу необходимых действий и жестов, понимание и выполнение правил, но и "голосовую поддержку" - участники игры вместе с педагогом пропевают обусловленные содержанием тексты (с 3,5-4 лет).
Особенностью "Венка игр" в возрастных группах от 1,5 до 3,5 лет является постепенное изменение его содержания от занятия к занятию, обогащение уже знакомых детям текстов новыми — путем замещения некоторых, уже освоенных.
"Венок игр" в возрастных группах с 3,5 - 4 лет и старше сохраняется неизменным в течение ряда занятий конкретного тематического цикла.
Итак, "технология" самостоятельного сплетения игр в венок проста:
1. Определяемся с темой.
Если мы создаем "венок" для включения в занятие детской группы, то согласуем его тему с основным содержанием занятия. Если мы готовим "венок" для "домашнего использования" во дворе, в гостях, на семейном празднике, то согласуем его тему либо с календарными особенностями времени года, либо с актуальными на сегодня интересами или проблемами ребенка.
2. Подбираем игры, отвечающие выбранной теме.
Для этого достаем с книжной полки сборник народных игр (лучше не один), пролистываем его, оставляя закладки там, где обнаружили описание игры, соответствующей нашей теме. Не каждая из найденных игр войдет в будущий "венок", но их тексты, герои, коллизии и правила обязательно натолкнут на мысль о том, как лучше выстроить логику игрового действия.
3. Придумываем логику игрового действия – своеобразный "сюжет"; предварительно отмечаем нужные для него игры.
Самый простой ход – считать самих детей "героями" тематической игры. Тогда по логике действия мы вместе можем, к примеру, отправиться в некий, обусловленный темой, "путь", в котором нас будут сопровождать песенки-"смысловые связки", а остановками на пути станет включение в обстоятельства той или иной игры.
4. "Отсев" найденных в сборнике игр.
После того как мы представили себе логику действия, остается выбрать из имеющихся игр три-пять таких, которые наилучшим образом встраиваются в придуманный сюжет.
5. Сочиняем или подбираем "смысловые связки": для начала "венка", от игры к игре, для финала.
6. Продумываем "техническую" сторону – какой игровой материала требуется для реализации замысла игр (мячики, канат, шишки, изображения овощей и пр.)
7. Осваиваем мелодику каждой части "венка" и расположение играющих в пространстве комнаты или зала, припевая вполголоса и заучивая тексты.
Этот процесс обычно не требует выделения особого времени на репетицию; его легко можно совместить с выполнением дел по дому, поездкой в транспорте. (Единственное, что может озадачить невольных свидетелей – шевелящиеся губы и едва различимый шепот. Это, правда, в лучшем случае…)
Игры для младших и старших
"Венок игр" должен содержать ряд игр, объединенных общей темой, но отличных по правилам. Правила игры доводят до сознания детей ее задачу и необходимые игровые действия.
Простейшие игровые правила – основа игр для малышей (1,5 – 3-х лет): точно и согласованно повторить движение за ведущим, уметь вовремя, по сигналу выполнить то или иное действие, выбрать из предложенных предметов необходимые и пр.
Например:
"Отправляемся в дорогу"
Мы по лужам шли: ших – ших,
Мы по лужам шли: хлюп – хлюп,
Под дождем бежали, кап-кап-кап,
По грязи пролезали: шлеп-шлеп,
К полю еле пробрались, вымокли, устали.
Действия:
Осторожно переступаем на пяточках.
Топаем.
Бежим.
Высоко поднимаем согнутые в коленях ноги.
Утираем "пот со лба".
Или "Заинька"
Мы на луг ходили –
Хоровод водили.
Вот так, вот так – 2 раза
Хоровод водили.
Задремал в тенечке
Заинька на кочке.
Вот так, вот так –
Задремал в тенечке.
Зайку мы будили,
В барабаны били,
Вот так, вот так –
В барабаны били.
Ну-ка, зайка, попляши –
Свои лапки покажи.
Вот так, вот так –
Свои лапки покажи… (и т.д.)
Имитация движение по тексту (простейшая ролевая игра –повторялка).
Пояснение для педагогов.
Программа "Традиция" предполагает участие в занятии вместе с малышом кого-либо из родителей. Плодотворность воспитательного процесса напрямую зависит от согласованности целей и педагогических усилий семьи и педагогов. Более того, содержательное наполнение занятий детской студии может быть в полной мере понято, пережито, освоено ребенком только при дополнении, развитии и обогащении в пространстве дома, семьи. Сотрудничество родителей и педагогов – непременное условие реализации программы "Традиция".
Так, в частности, в студиях для самых маленьких (1,5 – 3х летних детей) мамы становятся активными помощниками педагога – повторяют вслед за ним необходимые движения, подпевают игровым попевкам, организуют пространство, своевременно корректируют действия ребят, вспоминают игры и песенки дома после занятий. Благодаря этому пробуждается подражательная активность малышей, внимание к происходящему в общем кругу, становится возможным само игровое действие такого рода.
Понятно, что не у каждого педагога есть возможность привлечь родителей к участию в занятиях. В этом случае для ведения "венка игр" с малышами до 3х лет не обойтись без взрослого помощника (а лучше, если их будет двое).
Правила игр для старших детей связаны с выполнением более сложных задач и необходимостью учитывать при этом ряд обстоятельств: что-либо найти, вовремя убежать, отгадать, догнать и т.п.
Например – вариант народной игры "Лень" из венка игр "Зимние труды и забавы" (для детей 5-6 лет), в ходе которого мы знакомимся с традиционными занятиями людей русской деревни во время зимы, а также встречаемся со следующим персонажем.
"Лень"
Сажаем одного из ребят – "Лень" – на стульчик в центр хоровода, поем:
Сидит, дрожит Лень.
Приодеться Лени лень!..
- Лень, вставай, замерзнешь!
- Лень мне!
- Лень, оденься, простудишься!
Лень!
Сидит, дрожит Лень,
Приодеться Лени лень!
Не одеть ли нам ее?
Не обуть ли нам ее?
Одеть!
Обуть!
Как со молодца – кафтан,
Со старушки – сарафан,
Со молодушки – платок,
С красной девушки – венок!
Действмя: 5-6 человек одевают на Лень что-либо из своих вещей. Выбираем 2-х "думных бояр". "Думные бояре" становятся в кругу спиной к Лени. Лень снимает с себя по вещице, каждый раз спрашивая: "Думные бояре, что хозяину этой вещицы делать?" Бояре придумывают задание, хозяин вещи выполняет.
Сидит, дрожит Лень,
Приодеться Лени лень.
Сидит, дрожит Лень,
Приодеться Лени лень
Лень, что ж ты все сидишь?
- Пить, есть хочу!
Чего ж тебе надобно?
- Кушанья царские, питье боярское!
Кто спину не гнет,
Тому ложка в рот нейдет!
А где гнется спина –
Там пшеничка густа:
С колоска – зерна мешок,
А зимою – пирожок!
Попляши, поскачи Лень –
Дадим тебе пить – есть!
Действия: Хороводом к Лени и обратно. Руки над головой, ладошка – к ладошке над головой, опускаем руки перед грудью – "мешок", ладошки "лодочкой"
Дувай-дувай-дувай-дай, дувай-дай!
Действия: Поем, хлопая в ладоши.
"Лень" пляшет под наш напев.
Простейшая (для удобства восприятия) условная классификация игр может выглядеть так:
1. Игры – "повторялки".
Их правила диктуют необходимость уметь действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками. Игры данного типа незаменимы для самых маленьких, так как:
- являются первым опытом подчинения общим правилам и простейшим задачам;
- способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений (показ, картинка, слайд и пр.);
- помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми;
- обучают согласованности действий в группе;
- развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные возможности и т.д.
В играх детей среднего и старшего дошкольного возраста "повторялки" в чистом виде встречаются редко; в "Венке игр" они могут быть адекватны "смысловым связкам".
2. Игры на внимание.
Правила таких игр могут быть связаны с умением в нужный момент точно, не сбившись, выполнить игровые действия.
Такие правила способствуют развитию целенаправленного слухового восприятия (например, в игре "Дождик" по соответствующей песенке вовремя спрятаться под "крышу", в игре "Цыплятки и Коршун" - пищать после слов "Коршун летит!"), а также формированию умения четко выполнять простейшие игровые задачи.
3. Игры-"догонялки"
Игровое правило связано с необходимостью догнать кого-либо, суметь убежать от "водящего". Это любимые игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они способствуют:
- формированию инициативности и решительности;
- развитию ловкости, ориентации в пространстве, умения подчиняться правилам;
- преодолению страхов (при встрече в игровых обстоятельствах со "страшным" персонажем: Волком, Коршуном, Медведем и пр.).
4. Игры-"отгадки"
Правила таких игр связаны с различными задачами: верно определить место какого-либо спрятанного предмета, угадать его название; отгадать по характеру движений суть происходящего (например, профессию) и т.п.
С помощью игр на отгадывание развивается целенаправленное зрительное внимание, сообразительность и пр.
5. Игры - "соревновалки"
По их правилам необходимо выполнить игровое действие как можно быстрее. Игры с подобным замыслом развивают решительность, инициативность, сноровку, ловкость, ориентацию в пространстве, волю и т.д. Как правило, они предусматривают деление на команды, и, следовательно, формируют "чувство локтя", коллективную ответственность и т.п.
Пояснение для родителей и педагогов.
Возможные составляющие "Венка игр":
- Зачин (смысловая завязка, хороводная песенка или игра - "повторялка");
- Одна игра на внимание;
- Познавательная беседа и игра с наглядным материалом;
- Две игры с ролевым разделением ("догонялка", "отгадка", "соревновалка" - любые);
- Небольшая беседа — комментарий к новым понятиям, прозвучавшим в игре или смысловой связке;
- Одна игра - "повторялка";
- Несколько пальчиковых игр;
- Смысловые связки (в том числе — развязка, финал "венка игр").
По продолжительности "венок игр" должен укладываться в 10 – 15 – 20 минут (в зависимости от возрастных особенностей детей).
Правильный выбор педагогом или родителями темы, объединяющей игры в "Венок" - значимой для ребенка сегодня и закладывающей основы для зоны его ближайшего развития, разнообразие игр по правилам, а также понимание воспитательного значения каждый выбранной игры – вот отправные точки для самостоятельной работы по созданию венка игр.
Пояснение для родителей и педагогов.
Важно помнить, что игровые действия и правила, выбранные адекватно возможностям определенной возрастной группы детей, способствуют процессу психофизического созревания. А вот вытекающие из содержания игры задачи – ее воспитательные, познавательные и развивающие аспекты – важны, в свою очередь для социально-психического созревания.
Воспитательные задачи конкретной игры можно определить ответом на вопрос: к чему "зовет" игра детей, каким моральным движениям души дает повод?
По замечанию В.В. Зеньковского "...игры дают в себе такое же место моральным движениям, как и реальная деятельность, даже больше — игры содействуют моральному развитию ребенка не меньше, чем прямое взаимодействие с социальной средой".
Воспитательный аспект, понимаемый в широком смысле, может включать в себя и познавательные, и развивающие задачи.
Познавательные задачи конкретной игры определяются тем, что ребенок должен узнать нового или к чему может быть пробужден его интерес ("раньше не знал - теперь узнал").
Развивающие задачи конкретной игры вытекают из того, чему ребенок учится в процессе игры – каким умениям, навыкам и пр. ("раньше не умел - теперь умею").
Кладовая творческой мысли…
В педагогическом арсенале современной семьи могут быть разные игры: и с предметами, и с конструктивным материалом, и сюжетно-ролевые, и настольно-печатные, и обучающие, и народные.
Внимательный, вдумчивый взгляд родителей или педагогов поможет найти и "подарить" ребенку те из них, в воспитательных возможностях которых не приходится сомневаться. В таких играх, как правило, ценностное содержание облечено в увлекательную, благоприятную для восприятия ребенка, форму. Д. Б. Эльконин, один из видных отечественных психологов, называл игру "…гигантской кладовой настоящей творческой мысли"
Народные игры, на основе которых, преимущественно, построены приведенные в книжке "венки игр", обладают особой универсальностью в этом смысле. Будучи богатыми по содержанию, формам, правилам, они также способствуют оптимизации эмоциональных отношений в любом детско-взрослом коллективе. Это делает их незаменимыми и в ходе занятий с детьми, и в жизни семьи.
Однако бывает, что на педагогических курсах для родителей приходится слышать рассуждения такого рода:
"Народные игр мелодичны, захватывающи. Но они, по содержанию, полны архаизмов. Зачем, скажем, современному ребенку погружаться в процессы старинных земледельческих трудов – играть в пахарей, жнецов, кузнецов, прях, бояр?"
Да, язык народной игры может показаться архаичным. Но нельзя не заметить, что на этом же языке говорит, по сей день, и сказка. Этот же язык звучит в напевах, сопровождающих дитя с первых дней жизни – в колыбельных, пестушках, потешках и прибаутках.
Нельзя не заметить и то, что детская игровая культура в век технического прогресса не создала таких текстов, в которых действовали бы, скажем, физики-атомщики или программисты. Даже про комбайнеров и трактористов сложены только хорошие песни, но не игры.
Нельзя не заметить также, что народная игра, со всем своим своеобразием, по-прежнему желанна и любима в любом детском коллективе. Процесс отождествления себя с героем в игровых обстоятельствах имеет важное психологическое значение для становления личности. Огромную роль здесь играет выбор образца для подражания, то есть, то, каков герой, увлекающий ребенка. Образы "добрых молодцев" и "красных девиц", добрых хозяев и искусных мастеров своего дела овеяны романтикой подлинной мужественности и чарующей женственности. Возможность вживания в роль в процессе игры – ответ на потребность ребенка в романтике, героике, "взрослости".
Традиционные игры запечатлели в своем содержании такое необозримое богатство воспитательного потенциала народной педагогики, благодаря которому они неизменно становятся достоянием различных поколений. За исторически обусловленными особенностями языка в играх скрывается многообразие социальных позиций, человеческих отношений, этических норм и оценок. Потребность в их освоении не только не теряется сегодня, но, напротив, лишь возрастает. Видный современный психолог Л.Ф. Обухова так определяет игру: "Игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности".
Еще совсем недавно первый опыт игрового поведения дети получали в семье и во дворе – от старших братьев, сестер и друзей. Сегодня коллективные формы игры активно потеснены индивидуальными. Многодетные семьи – редкость, и компьютер во многих домах является, зачастую, единственным свидетелем побед и поражений ребенка в игре.
Обстоятельства современной жизни складываются так, что передать детям богатства народной игры, ввести их в эту увлекательную школу приготовления к жизни могут, преимущественно, взрослые – играя вместе с детьми…

Комментариев нет:

Отправка комментария