12.07.2010

Дидаткические игры для детей, насыщенные логическим и математическим содержанием.

51—52. Преобразование слов
(по другим правилам)
Правила этой игры (цв. табл. 51) отличаются от правил предыдущей тем, что второе правило удаляет сразу три рядом стоящих кружочка, а третье правило — три рядом стоящих квадрата.
Ход игры такой же (цв. табл. 52).


53. Цветные числа
(первый вариант)
Цель. Изучение состава чисел и подготовка к пониманию двоичного кода и позиционного принципа записи чисел.
Игровой  материал.  Цветные полоски  и карточки  с  цифрами  0 и   1.
Правила игры. С помощью трех полосок различной длины, изображающих числа 4, 2 и 1 (число 1 изображается квадратиком), выложены числа 1, 2, 3, 4 и указано, какие полоски использованы для каждого из чисел 1, 2, 3, 4. Если полоска какой-то длины (4, 2 или 1) не используется, то в соответствующем столбце ставится 0, если используется — 1. Нужно продолжить заполнение таблицы.
В результате выполнения этого задания числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 окажутся представленными с помощью специального (двоичного) кода, состоящего из цифр 0 и 1: 001, 010, 011, 100, 101, 110, 111.
С помощью этого же двоичного кода можно представить и свойства фигур.
В этой игре информация о фигуре (форма, цвет, величина) подается в закодированном виде с помощью двоичного кода. Играющий должен по коду узнать фигуру или же по фигуре найти ее код.
В игре участвуют фигуры двух форм и двух цветов, например, красные и желтые круги и квадраты.
Игра осуществляется в несколько этапов.
1.  Необходимо   запомнить   вопрос:   «Является   ли   фигура   кругом?» Ответ, естественно, может быть «да» или «нет». Обозначим через 0 ответ «да» и через 1 ответ «нет».
Один из играющих поднимает карточку, на которой записан 0. Другой должен показать соответствующую фигуру (круг). Если же первый показал карточку, на которой записана 1, то второй должен показать фигуру, которая не является кругом, т. е. квадрат.
Возможна и обратная игра: первый показывает фигуру, а второй — карточку с соответствующим кодом.
2.  Теперь к первому вопросу («Является ли фигура крутом?») добавляется второй вопрос: «Является ли фигура красной?» Ответ на этот вопрос, так же как и на первый, обозначается через 0, если он «да», и через 1, если он «нет».
Рассмотрим возможные ответы на оба вопроса (запомнив, в каком порядке они задаются):
Ответ
Код
Фигура
Да, нет
00
Круг, красный
Да, нет
01
Круг, не красный
Нет, да
10
Не круг, красный
Нет, нет
11
Не круг, не красный


(квадрат, желтый)
Примечание. Имеются карточки с кодами 00, 01, 10, 11. Один из играющих поднимает карточку, другой должен показать соответствующую фигуру. Затем играющие меняются ролями. Проводится и обратная игра: один показывает фигуру, другой должен отыскать карточку с соответствующим кодом.
У того, кто ошибся, фигуры (или карточки с кодом) забирают. Выигрывает тот, у кого остаются фигуры (или карточки).
3. К двум вопросам: «Является ли фигура кругом?» и «Является ли фигура красной?»—добавляется третий вопрос: «Является ли фигура большой?»
Ответ на третий вопрос, как и на первые два, обозначается через 0, если он «да», и через 1, если он «нет».
Рассматриваются все возможные комбинации ответов на три вопроса:
Ответ
Код
Фигура
Да, да, да
000
Круг, красный, большой
Да, да, нет
001
Круг, красный, небольшой
Да, нет, да
010
Круг, не красный, большой
Да, нет, нет
011
Круг, не красный, небольшой
Нет, да, да
100
Не круг, красный, большой
Нет, да, нет
101
Не круг, красный, небольшой
Нет, нет, да
110
Не круг, не красный, большой
Нет, нет, нет
111
Не круг, не красный,  небольшой
Третий этап игры довольно сложный и может вызвать затруднения у детей (возможно, и у взрослых), так как нужно запомнить последовательность трех вопросов. В таком случае его можно опустить.
54. Цветные числа
(второй вариант)
Цель. Изучение состава чисел и подготовка к пониманию позиционного принципа записи чисел.
Игровой материал. Цветные полоски и карточки с цифрами 0,  1, 2.
Правила игры. Имеются две зеленые полоски, каждая из которых изображает число 3 (длина полоски равна трем), и два белых квадратика, каждый из которых изображает число 1. Нужно с помощью этих полосок изобразить любое число от 1 до 8 и справа в таблице указать, сколько полосок каждого цвета использовано для изображения каждого числа (как это сделано для чисел 1, 2, 3, 4).
В результате заполнения таблицы получаем представление чисел от 1 до 8 с помощью своеобразного (троичного) кода, состоящего всего лишь из трех цифр 0, 1, 2: 01, 02, 10, 11, 12, 20, 21, 22.

Комментариев нет:

Отправка комментария