18.12.2010

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Александр Сергеевич Пушкин (литературно-музыкальное занятие)"

Воспитатель. Великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина знают и любят и дети, и взрослые. В детстве любил слушать сказки и сам много читал, уже в семь лет сочинил свои первые маленькие комедии на французском языке. А кто чаще всего рассказывал ему сказки? (Няня.) Арина Родионовна вечерами вязала и рассказывала сказки юному Саше. (Показывает клубочек.) Клубочек наш — волшебный, он прикатился к дубу. (По ходу занятия воспитатель показывает иллюстрации.) Педагог читает и инсценирует стихотворение.
У лукоморья дуб зеленый, Златая цепь на дубе том, И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом! Идет направо—песнь заводит, Налево —сказку говорит. Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей, Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей. И я там был, и мед пил, У моря видел дуб зеленый, Под ним сидел и кот ученый, Свои мне сказки говорил.
Boспитатель. А теперь покатился наш клубочек в «Сказке о рыбаке и рыбке». Появляется Дед( игрушка).
Дед.
Жил старик со своею старухой У самого синего моря. Они жили в ветхой землянке Ровно тридцать лет и три года. Старик ловил неводом рыбу.
Воспитатель. Сколько раз дед закидывал невод в море? (Ответы детей.) Дед.
В третий раз закинул он невод, Пришел невод с одной рыбкой, С непростою рыбкой —золотою.
В ос пи тате л ь. Давайте посмотрим, что старуха приказывала старику просить у рыбки. Старуха.
Хоть бы ты взял с нее корыто, Наше-то совсем раскололось.
Воспитатель. Выполнила это желание рыбка? (Ответы детей.) Старуха.
Воротись, дурачина, ты к рыбке, Поклонись ей, выпроси уж избу.
Воспитатель. А это желание выполнила рыбка? (Ответы детей.) Старуха.
Не хочу быть черной крестьянкой. Хочу быть столбовою дворянкой.
Воспитатель. Выполнила это желание рыбка? Дворянка.
Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей.
Воспитатель. Рыбка выполнила это желание?
Царица.
Не хочу быть вольною царицей, Хочу быть владычицей морскою.
Дед.
Долго у моря ждал дед ответа, Не дождался, к старухе воротился — Глядь: опять перед ним землянка, На пороге сидит его старуха, А перед ней разбитое корыто.
Старуха (игрушка) сидит у землянки.
Воспитатель. Почему рыбка перестала выполнять приказания старухи? (Ответы детей.) Наш клубочек катится к «Сказке о золотом петушке». Кто подарил золотого петушка царю Додону? (Мудрец.) Верно, подарил и сказал...
Мудрец.
— Посади ты эту птицу,— Молвил он царю,— на спицу. Петушок мой золотой Будет верный сторож твой.
Воспитатель. Выполнил ли царь желание мудреца? Почему? (Он оказался жадным и неблагодарным.) Как петушок наказал царя?
Петушок.
Вдруг раздался легкий звон, И в глазах у всей столицы Петушок спорхнул со спицы, К колеснице полетел И царю на темя сел, Встрепенулся, клюнул в темя. Охнул царь—и умер он.
Воспитатель. Какими словами заканчивается сказка? («Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».) Клубочек прикатился к белочке с орешками. Что это за сказка? («Сказка о царе Салтане».) Каким было первое чудо для царя Гвидона? (Ответы детей.)
Ребенок.
Ель в лесу, под елью белка. Белка песенки поет И орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра —чистый изумруд.
Воспитатель. Какую песенку пела белка? («Во саду ли, в огороде...») Сыграйте эту мелодию.
Дети исполняют мелодию на музыкальных инструментах.
Воспитатель. Каким было второе чудо для царя Гвидона? (Ответы детей.)
Звучит марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и Людмила».
Ребенок.
Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге И очутятся на бреге В чешуе, как жар горя. Тридцать три богатыря. Все красавцы удалые. Великаны молодые. Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.
Воспитатель. А каким было третье чудо для царя Гвидона? (Ответы детей.)
Звучит музыка, появляется Царевна-лебедь. Царевна-лебедь.
За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.
Воспитатель. А наш клубочек прикатился к следующей сказке.
Царица (сидит перед зеркалом).
Свет мой, зеркальце, скажи Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее? И ей зеркальце в ответ...
Зеркальце.
Ты прекрасна, спору нет. Но царевна всех милее. Всех румяней и белее.
Воспитатель. Ребята, из какой сказки эти слова? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Как извела мачеха царскую дочку? Кто пошел искать царевну? (Королевич Елисей.) К кому обращался королевич с просьбой отыскать невесту.' (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Как он обращался к ним?
1 -й ребенок.
Свет наш солнышко! Ты ходишь Круглый год по небу, сводишь... Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
2-й ребенок.
Месяц, месяц, мой дружок. Позолоченный рожок! Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
3-й ребенок.
Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море. Всюду веешь на просторе. Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?
Царица.
Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?
Воспитатель. И услышала в ответ... Зеркальце.
Ты прекрасна, спору нет, Но царевна всех милее, Всех румяней и белее.
Воспитатель. Чем закончилась сказка? (Ответы детей.) Хороши и напевны русские хороводы. Александр Сергеевич долго прожил в деревне. Он любил смотреть, как деревенские девушки водили хороводы. Давайте и мы заведем хоровод.
Дети исполняют хоровод «Ай да березка».
Воспитатель. Любил Александр Сергеевич и народные игры. Давайте и мы поиграем.
Дети играют в русскую народную игру «Гори, гори ясно».
Воспитатель. Во многих произведениях Александра Сергеевича Пушкина описывается красота русской природы. Послушайте стихотворение:
Вот север тучи нагоняя, Дохнул, завыл и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась клоками. Повисла на суках дубов, Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки-зимы.
Вот как писал Александр Сергеевич о весне:
Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями. На потопленные дуга. Пчела за данью полевой Летит из кельи восковой. Долины сохнут и пестреют. Стада шумят, и соловей Уж пел в безмолвии ночей.
А вот как писал Александр Сергеевич о лете:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя.
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь.
Так поэт писал об осени:
Уж небо осенью дышало. Уж реже солнышко блистало, Короче становился день. Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман. Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора, Стоял ноябрь уж у двора.
Поэт передавал в нескольких строках стихотворения красоту родной природы. Он был патриотом своей Родины, очень любил Москву и много писал о ней. (Тихо звучит музыка, педагог показывает иллюстрации с изображением Москвы.)
Москва... как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Как жар крестами золотыми Горят старинные главы. Ах, брат, ах! как я был доволен. Когда церквей и колоколен. Садов, чертогов полукруг Открылся предо мною вдруг.
Мы с вами совершили путешествие по некоторым произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Со временем вы познакомитесь и с другими его произведениями и полюбите их.

Комментариев нет:

Отправка комментария