02.04.2012

Психотерапевтическая работа в детском садике. Психогимнастика.



Психотерапевтическая работа в детском садике
Психогимнастика
Заданием психогимнастики является сохранение психического здоровья, предотвращения эмоциональных расстройств у ребенка через снятие психического напряжения, развитие у детей способностей лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения личности.
Большинство психогимнастических заданий построено на имитации определенных чувств и эмоциональных состояний человека. Остальные предусматривают воссоздание детьми действий и поступков мнимых героев. Овладение выразительными движениями, которые закрепились в процессе эволюции за любыми ощущениями и состояниями человека, дает возможность малышам не только улучшить общение, тоньше понимать чувство других, но и создает условия для формирования их собственной эмоциональной сферы.
В специальных этюдах и играх дети тренируют свое внимание, память, наблюдательность, выдержку, а также овладевают языковым компонентом соответствующих психических состояний(внимание, сосредоточенность, расслабленность, гнев и тому подобное).
Проводить психогимнастику можно в любое время, лучше с небольшой группой детей(5 - 8 человек). Отдельные упражнения можно предлагать как иллюстрации к прочитанным сказкам, приложение к беседам о тех или других чертах характера, как подвижные игры на прогулках или на музыкальных занятиях. Если воспитатель специально выделяет время на проведение психогимнастики с определенной группой воспитанников, то занятие целесообразно построить из трех этапов.
Психомоторная разминка
На этом этапе самыми уместными являются групповые задания, которые помогут снять скованность или чрезмерное возбуждение, настроить детей на занятие. Малыши знакомятся с элементами выразительных движений, мимики, поступков и тому подобное, воссоздают их("Зоопарк на прогулке", "Загадочные голоса", "Заколдованный парень" и тому подобное).
Для снятия нервно-психического напряжения полезно имитировать воссоздание эмоциональных состояний, связанных с переживаниями удовольствия и недовольства, : "Кто что любит", "Путешественники", "Добрая волшебница", "Цветы и садовник", "Слоненок ищет маму", "Тучка и солнышко" и др. На этом же этапе целесообразно предлагать игры-упражнения на развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности, выдержки("Разведчик и отряд", "Индейцы", "Слушаем тишину").
"Кто что любит"
Дети приходят в лесное кафе. Страус-официант не знает, что любят дети, и не понимает человеческого языка. Поэтому он предлагает все, что у него есть, а дети мимикой показывают, что им нравится, а что они не едят.
Ориентировочное меню: конфеты, соленые улитки, орехи лущеные, гусеница и червяки жареные, яблоки красные, поганки бледные, сено сушеное, курица печеная, лягушка в юшке, земляники в сахаре и тому подобное.
Ведущий поощряет тех, кто удачно передал удовольствие или отвращение.
"Клумба и садовник"
Дети избирают роли цветов на клумбе. Все цветы завяли, потому что давно не было дождя. Но наконец пришел садовник и полил растения. Они подняли головки, развернули лепестки и стали чрезвычайно хорошими. Цветы благодарно улыбаются садовнику, милуются собой и соседями по клумбе.
Выразительные движения: сесть на корточках, голову и руки опустить("цветок завял"); поднять голову, распрямить туловище, руки поднять("цветок расцвел").
Мимика: полузакрытые глаза, мышцы расслабленные, довольная улыбка.
Игру можно продолжать, предлагая ситуации: солнце греет - солнце жжет, жара - подул легенький ветерок - ветер стал холодным, цветы замерзли - садовник 'закрыл их от ветра.
Психокоррекционные задания
На этом этапе преобладают этюды и игры, в которых воссоздаются отдельные черты характера и социально окрашенные чувства(доброта, честность, скупость и тому подобное), дается моральная оценка поведению персонажей. Цель этого этапа психогимнастики - коррекция настроения и поведения детей, тренинг смоделированных стандартных ситуаций. Формы упражнений на этом этапе разнообразны: инсценировка рассказов, творческие задания психотерапевтической направленности, воспоминания о чувствах, которые переживали.
"Слушаем себя"
Ведущий обращается к детям: "Давайте сядем удобнее, расслабимся и закроем глаза. Послушаем, что происходит вокруг и внутри нас. Внимательно прислушивайтесь к своим ощущениям... Что вы сейчас чувствуете, что хотите? Что вы услышали"? Дети обмениваются своими впечатлениями.
Это упражнение развивает концентрацию внимания, способствует обращению внимания на себя, на свои ощущения.
"Непослушные медвежата"
Мишки съели вкусные, но немытые яблоки. У них заболели животы. Медвежата плачут и скулят:
Ой-ой-ой, живот болит!
Йо-йо-йо, меня тошнит!
Ой, не съем я не когда
Больше немытого плода!
Выразительные движения: брови подняты и возведенные, глаза прищуренные, туловище согнутое, живот втянутый, руки прижаты к животу. Едва заметно раскачиваются.
Но вот приходит врач, дает им сладкую микстуру, и медвежата выздоравливают. Они очень радуются.
"Здоровым будь"!
Ведущий читает стихи, а дети имитируют действия, о которых идет речь.
Глянь, без мыла на окошке
Умываются две кошки.
Язычком умываются
Лапками вытираются.
Я до крана сам достану
Умываюсь возле крана.
Мылю мылом щеки,шею
И водою я умею.
Носит Петя-петушок
На головке гребешок.
Гребнем тем поверьте сложно,
Причесаться невозможно
А у меня, а у меня
Есть гребенка синяя.
Я никого не попрошу -
Сам головку причешу.
Ведущий отмечает самые выразительные движения, поощряет детей к имитации других действий, ставит вопрос: "А как ты вытираешься? Надеваешь шапочку? Ешь? Чистишь зубы"?
Психопрофилактические упражнения
Цель - создать у ребенка ощущение, что его принимает группа, воспитатель, навеять желательное настроение, поведение, черты характера. На этом этапе закрепляется позитивное отношение детей к окружающим, к себе самих и к занятиям по психогимнастике.
Большинство игр заключительного этапа построено на том, что участники проявляют к друг другу свою благосклонность, симпатию, любовь("День рождения", "Друзья встретились", "Теремок"); защищают или согревают друг друга("Медвежата", "Заколдованный перстенек") или все вместе выполняют общее задание("Живописный ковер", "Сложите рисунок", "Веретено", "Живые картины"). Приемы психомышечного расслабления предлагают детям в игровой форме.
"Художник"
Из группы детей выбираются двое. Остальные - "зрители" Один из избранных - "художник"(по желанию), второй "заказывает" ему свой портрет.
"Художник" внимательно смотрит на своего "заказчика"(1,5-2 хв), потом возвращается и по памяти описывает его внешность.
Если "художник" торопится, разрешается задать вопрос: "Какие в Николая волосы"?, "Какой у него цвет глаз"?; "Во что он одет"? и т. д.
Ведущий должен подчеркивать внешние черты детей : "Вспомни, какая Оля хорошая" и т. д.
_______________________________________________
Как бы хотелось иметь домик где-то в уютном уголке природы. Так чтобы речка рядом журчала, птички пели и лесок шумел своей листвой. Интересно, а сколько стоит сейчас строительство бревенчатых домов Может моя мечта вполне реальна? 

Комментариев нет:

Отправка комментария