10.09.2013

Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке (подготовительная группа) «Симфонический оркестр»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке (подготовительная группа)
Тема: «Симфонический оркестр»
Цель : Обогащение представления детей о симфоническом оркестре.
Задачи :
- Образовательные :
- формировать музыкальную и общую культуру детей;
- способствовать единству восприятия искусств: музыки и архитектуры /Музей Эрмитаж/;
- расширять, закреплять и обогащать знания о симфоническом оркестре посредством его тесной связи с театром, оперой, и балетом, творчеством композиторов;
- учить вслушиваться в классическую музыку в исполнении симфонического оркестра, активно анализируя ее выразительные особенности посредством слова, импровизационного движения, инструментальной импровизации;
Развивающие:
- развивать воображение, ассоциативное и образное мышление, интеллектуальные способности детей;
- продолжать развивать музыкальность посредством музыкально-дидактических игр, игры в оркестре;
- стимулировать импровизационные способы передачи музыкальных образов /решения поисковых ситуаций/;
Воспитательные:
- воспитывать музыкальную культуру, эстетические чувства.
Предварительная работа:
1. Чтение сказок «Золотой петушок», «О царе Салтане», «Снегурочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица» с прослушиванием музыкальных фрагментов из опер и балетов;
2. Просмотр одноименных мультфильмов;
3. Рассматривание картин и иллюстраций;
4. Слушание музыкальных произведений и видеопросмотры;
5. Ознакомление с музыкальными инструментами симфонического оркестра;
6. Посещение занятий в музыкальной школе;
7. Изготовление музыкальных книг «О симфонии», «Петя и волк», «Солнечный Моцарт», « Глухой музыкант», «Первая русская симфония» и т.д.;
8. Музыкальные – дидактические игры « Определи композитора», «Назови инструмент», «Что звучит» и т.д.;
9. Рисование на тему «Рисуем музыку»;
10. Беседы о видах театра и театральных жанрах;
11. Использование музыкальных фрагментов в театрализованной деятельности;
12. Постановка детских опер, музыкальных сказок, драматизаций: «Кошкин дом», «Петушок», «Котята – поварята», «Репка» и т.д.
Ход  деятельности :
Музыкальное приветствие.
Музыкальный руководитель: Сегодня я вас приглашаю послушать прекрасную старинную музыку, созданную австрийским композитором, которого вы хорошо знаете (прослушивание фрагмента « Детской симфонии» И. Гайдна).
Что вы можете сказать об этой музыке?
/высказывания детей/.
А кто знаете, как называется эта чудесная музыка, кто ее написал?
/ответы детей /.
Найдите среди этих портретов портрет Й. Гайдна.
/дети находят/.
Гайдн написал около ста симфоний: «Медведь», «Учитель музыки», «Детская».
Какую еще вы знаете? («Прощальная»)
А вот Андрей знает историю ее создания. Расскажи, пожалуйста.
/дети слушают /.
Сегодня у нас есть редкая возможность послушать эту симфонию и увидеть, как музыканты в старинных костюмах исполняют ее в музее Эрмитаж.
Обычно, чтобы попасть на симфонический концерт, слушатели приобретают билеты, а я предлагаю вам вместо билетов предъявить свои знания о симфоническом оркестре, его инструментах. Готовы?
/дети заявляют о готовности /.
Симфонический оркестр самый богатый по составу инструментов, может исполнить разную музыку и передать тончайшие оттенки настроения.
Давайте послушаем фрагменты музыки и назовем их./звучат музыкальные фрагменты в исполнении симфонического оркестра. /Дети называют их/.
- «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» П. Чайковского.
- «Три чуда» из оперы « Сказка о царе Салтане» Н. Римского – Корсакова.
Симфонический оркестр может раскрыть почти все, что способна передать красочная человеческая речь. Он может плакать, смеяться, изображать раскаты грома, щебетать словно птица. И все потому, что в оркестре собраны голоса самых разных инструментов.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Назови инструмент». Слушайте внимательно характеристику музыкального инструмента и покажите карточку – ответ. /У каждого ребенка есть набор карточек с изображением инструментов симфонического оркестра/.
А у знаете ли вы инструменты по звучанию? (игра «Узнай по тембру» - воспитатель показывает карточку с изображением инструмента, если инструмент назван ребенком правильно. Если ответ не верен, просит помощи у ребят/.
Все знают, что инструменты в оркестре собраны в определенные группы.
Какие инструменты входят в группу струнных? Духовых? Деревянных? А в группу духовых, медных? /Ответы детей, показ иллюстрируется/.
Какую группу я не назвала?/ Дети называют /.
Оркестр – хорошо организованное государство, в котором есть свои законы, свой король, управляющий им. Его называют… (ответ детей). Он может заставить оркестр играть так, как он хочет, не произнося ни одного звука. Он пользуется только палочкой. Взмахнет ею, и мы перенесемся в сказочный мир оперы, балета, симфонии. А мы с вами можем сыграть в этом оркестре? Почему? /Ответы детей/.
А как мы можем передать музыкальные образы? /С помощью детских музыкальных инструментов/.
Давайте попробуем. Послушайте музыкальный фрагмент и подберите музыкальные инструменты, которые помогут передать музыкальный образ ( фрагмент: «Фея серебра» из балета «Спящая красавица» П. Чайковского, дети импровизируют на выбранных ими подходящих по тембру инструментах /в ансамбле с фортепиано/.
Молодцы, а в танце можно передать характер и жанр музыки? /Ответ детей/.
Приглашаю вас поэкспериментировать. /Звучит « Вальс снежных хлопьев» П.И.Чайковского из балета «Щелкунчик». Дети узнают фрагмент, подбирают атрибут для танцевальной импровизации, самовыражаются в танце./
Вы показали хорошие знания, справились со всеми заданиями и можете занять свои места в зрительном зале музея Эрмитаж. Нас ждет встреча с «Прощальной» симфонией Гайдна. /Видеозапись «Симфонии при свечах», исполненной музыкантами в стенах Эрмитажа в костюмах времени Й. Гайдна. Дети чувствуют неповторимый дух и стиль эпохи классицизма/.
О чем мы с вами сегодня говорили? ( О симфоническом оркестре и его инструментах).
Чтобы больше узнать о симфонии и ее создателях, я вам приготовила самодельные маленькие книжечки. Вы можете их взять домой и почитать с родителями.

Автор: Родогощина Валентина Григорьевна, музыкальный руководитель МБДОУ Детского сада №10 « Солнышко»

Комментариев нет:

Отправить комментарий