17.02.2014

Адаптация в детском саду. Привыкая к большому миру

Завершился первый месяц осени – учащиеся, студенты, работающие люди вошли в привычный будничный ритм. Кстати, почему, когда мы говорим о начале нового учебного года и трудового сезона, то в поле нашего внимания оказываются только школьники, молодёжь и взрослые люди? А ведь есть особая категория граждан, которые в первый раз в жизни начали свой… Учебный или трудовой сезон? Не знаю, как будет более правильно, ведь в детском саду малыши многому учатся, но проводят там полный рабочий день и даже больше.
Да, каждому из нас сложно было перестроиться с каникулярного и отпускного образа жизни на рабочий лад… Но мало кто задумывается о том, каково этим крошечным «труженикам», некоторым из которых нет ещё и двух лет, пройти нелёгкий путь адаптации к детскому саду, когда вдруг вместо привычного лица мамы они видят лица воспитателей, их помощников и других незнакомых им ранее людей, с которыми они должны научиться общаться и находить общий язык. А ведь многие малыши ещё и говорить-то толком не умеют.
Чтобы помочь детям адаптироваться к новой для них обстановке, в детских садах работают старшие воспитатели. О том, что такое период адаптации в детском саду и как родители могут облегчить своему ребёнку процесс привыкания к дошкольному учреждению, мы и поговорим.
Итак, адаптационный период длится два месяца. Лучшим периодом года для поступления в детский сад считается конец августа - начало сентября. В это время у ребенка имеется естественная закаленность, запас витаминов, программы занятий только начинаются, роста простудной заболеваемости ещё нет.
Полное привыкание к детскому саду происходит только через три месяца. Всё зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Одни дети подвижны, отдают предпочтения шумным играм; другие медлительны, предпочитают спокойные игры; третьи-боязливы, сторонятся сверстников и к воспитателю относятся с опаской или, напротив, не отходят от него, видя в воспитателе своего защитника. В течение этого периода наблюдаю за детьми в течение всего дня, фиксирую в каком настроении пришёл утром в сад, с аппетитом ли кушал, хорошо ли спал, с интересом ли включался в предложенную деятельность… Исходя из полученных данных, провожу дополнительную индивидуальную работу с теми ребятами, которым процесс адаптации даётся труднее, чем другим. Следует отметить, что на поведение и развитие маленького ребёнка накладывает отпечаток и состояние его здоровья. Ослабленный, болезненный ребёнок может быть капризным, раздражительным или вялым, быстро утомляется.
Для ребенка с затрудненной адаптацией к дошкольному учреждению провожу индивидуальные занятия с использованием рисования, сказкотерапии и игротерапии (игры с песком, водой, пуговицами и др.) для коррекции эмоциональных нарушений. Облегчают адаптацию ребенка музыкальная деятельность, музыкальное сопровождение режимных моментов, таких как, отход ко сну, подъем, зарядка, занятия по физической культуре и художественному творчеству.
Чтобы облегчить детям процесс адаптации родителям необходимо сформировать у ребёнка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей. Малыш, посещающий дошкольное учреждение, уже способен к речевому общению, поэтому следует рекомендовать родителям проводить с ним беседы о детском саде. В этих беседах необходимо подчеркивать, что родители по-прежнему любят ребенка, а он уже стал большой, многому научился, и будет ходить (как и взрослые) на "работу", помогая им. Возможность посещать детский сад должна подаваться как нечто важное и значительное. Можно почитать малышу книжки о ребятах в детском саду, поиграть в детский сад. Важно расширять «социальный горизонт» ребёнка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к друзьям, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. п. Имея такой опыт ребёнок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми. Необходимо интересоваться, чем малыш занимался сегодня в саду, с кем из ребят подружился, какие игрушки ему нравятся? Чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребёнком детского сада, тем менее болезненно будет протекать период адаптации. Недопустимо родителями обсуждения при ребёнке волнующих проблем, связанных с детским садом. Ни в коем случае нельзя пугать детским садом и показывать свою тревогу и обеспокоенность.
Насколько вообще для ребёнка важно посещать детский сад?
Дошкольное образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач главной, является всестороннее развитие личности ребенка.
На непосредственно образовательной деятельности, организованной педагогами, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает специальные сведения, расширяется система знаний, умений, навыков, необходимых для всестороннего развития ребенка. В детском саду дети помимо специальных, учебных умений, приобретают первый опыт жизни в коллективе сверстников. Таким образом, в детском саду в течение всего периода дошкольного детства происходит планомерное, целенаправленное, педагогически обоснованное всестороннее развитие ребенка.
Но, также необходимо организовать досуг малыша вечером после возвращения из детского сада.
В период адаптации домашний режим дня привести в соответствии с режимом, аналогичный режиму детского сада, введения в рацион питания блюд и продуктов, используемых там.
Рекомендую родителям чаще гулять с детьми. Осенью, хорошо понаблюдать за изменениями, происходящими в природе. Гуляя, обратить внимание малыша на разноцветные листья, собрать из них букет, а также собрать природный материал (шишки, каштаны, желуди) для занятий творчеством. Сделанную поделку можно обыграть, создать игровую ситуацию. Для развития мелкой моторики рук организовать игры с мозаикой, пазлами, шнуровкой, вкладышами. И, конечно же, поменьше смотреть телевизор, лучше читать детям русские народные сказки – они добрые, поучительные, развивающие.
Значительно быстрее и легче адаптируется ребенок, если семья старается поддерживать приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении. Чем скорее будет установлено единство воспитания в дошкольном учреждении и в семье, и чем больше подходы к ребенку будут соответствовать его индивидуальным особенностям, тем скорее и безболезненнее будет процесс привыкания детей к новым условиям.
Можно много рассказывать о работе, проводимой старшим воспитателем по адаптациии в детском саду. Это лишь один её аспект.
Старший воспитатель вместе со всеми сотрудниками дошкольного учреждения переживают за «новобранцев», и прилагают все усилия, чтобы малышам было легче адаптироваться к детскому саду. И с какой искренней радостью воспитатель сообщает маме ребёнка, который плакал и страдал за мамой на протяжении нескольких недель, что малыш, наконец, стал улыбаться, смеяться, играть с другими детьми! Это значит, что он стал частью большого мира людей, с которым научился взаимодействовать.
Автор: Нестерова Наталия Геннадиевна, старший воспитатель, МБДОУ детский сад № 71 «Почемучка», город Старый Оскол, Белгородской области
__________________________________
Совсем недавно спонсоры нашего детского сада в  интернет магазине детских товаров "Toymarket" купили Батут манеж для детей ясельной группы. Теперь мы используем его в тот момент, когда нужно отвлечь только поступившего в детский сад ребенка. Процесс адаптации стал проходить гораздо быстрее и проще.    

Комментариев нет:

Отправка комментария