03.03.2014

Инновационный потенциал учреждения. Инновационный потенциал педагога. Выступление на районном методическом объединении старших воспитателей.

«Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое» Питер Джукер
В условиях модернизации современной системы образования возрастает роль инновационной деятельности, которая приобретает всё более массовый характер, так как возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности.
Инновационные процессы не обошли стороной и область педагогической деятельности. 
Каковы же причины столь массового в дошкольном мире явления, как инновация? К основным причинам следует отнести:
● необходимость активного поиска путей решения существующих в дошкольном образовании актуальных проблем;
● стремление педагогических коллективов повысить качество предоставляемых населению образовательных услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить конкурентоспособность каждого ДОУ;
● подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное представление педагогов о том, что нововведения улучшат деятельность всего коллектива;
● постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить, потребность в причастности к большому, значимому для всех делу;
● стремление недавних выпускников педагогических вузов, слушателей курсов повышения квалификации реализовать полученные знания;
● возрастающие запросы отдельных групп родителей к уровню образованности своих детей;
● конкуренция между дошкольными образовательными учреждениями.
Потребность в инновациях возникает тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, создается противоречие между желаемым и реальным результатами.  Любая инновация – это изменение того, что уже существует.  
Под инновационным процессом понимается преобразование сложившегося образовательного пространства, приведение его в соответствие с новыми требованиями, обусловленными новыми социокультурными условиями России.
Необходимо отметить, что педагоги ДОУ в своей работе опираются на следующие определения инновационного образования, данные учеными:
• инновационная образовательная деятельность – это деятельность, благодаря которой происходит развитие образовательного процесса;
• инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование.
Инновационный потенциал любого ДОУ позволяет рассматривать образование как деятельность, целью которой служит развитие личности ребенка с признанием его индивидуальной неповторимости. Современные исследователи утверждают, что будущее образования – в субъектности, диалогичности, интегрированности и развивающей направленности образовательного процесса, а также в фундаментальности подготовки педагогических кадров. По их мнению, эти составные части приведут к конкурентной способности учреждения, развитию духовно-нравственных начал у детей, расширению содержания образовательного процесса и разнообразию инновационных технологий.
Где же при одинаковом дефиците кадрового и материально-технического обеспечения ДОУ изыскать инновационный потенциал?
Интеллектуальные ресурсы
Потребность в профессиональном росте продиктована не рекомендациями руководства, а восприимчивостью к нововведениям, желанием познавать и внедрять свои знания в практическую деятельность. Кроме того, правильно организованная деятельность, направленная на формирование высокой коммуникативной компетентности, и дает возможность коллективу заниматься инновационной деятельностью.
Финансовые ресурсы
Финансовые ресурсы помогают правильно оценить качества сотрудников, распределять материальные поощрения среди коллектива. Одним из стимулирующих факторов является надбавка педагогам за работу в экспериментальном режиме, возможность оплаты самоокупаемых курсов повышения квалификации, повышения разрядности (на основании Положения о доплатах и надбавках). Участие в общих мероприятиях, выполнение дополнительных обязанностей, расширение сферы деятельности рассматриваются на совете учреждения и выражаются в денежном эквиваленте. Рациональное распределение нагрузки среди сотрудников позволяет повышать уровень заработной платы в коллективе в рамках установленного фонда оплаты труда.
Материально-технические ресурсы
Социально-психологические факторы
Единство, взаимопонимание, поддержка друг друга ощущается не только в ежедневной работе, но и в проведении совместных  досугов, коллективные посещения театров, подготовка конкурсных программ , концертов с участием детей и взрослых, активное участие во всех спортивных мероприятиях
Основные элементы и показатели инновационного потенциала ДОУ
Основными элементами инновационного потенциала являются:
• материально-технические ресурсы;
• финансовые ресурсы;
• интеллектуальные ресурсы;
• социально-психологические факторы и т. д.
Показатели инновационного потенциала ДОУ:
• научно-технический потенциал (численность сотрудников, имеющих высшие разряды и категории, а также количество предложений по совершенствованию педагогического процесса на одного сотрудника);
• инновационность  управляющей системы в ДОУ (формы стимулирования, участие высшего руководства, уровень свободы, предоставляемой участникам инновационной деятельности).
Меры по обеспечению инновационного процесса ДОУ
Организационно-управленческое обеспечение инновационного процесса  ДОУ достигается путем принятия различных мер, среди которых:
• налаживание тесных связей с научными учреждениями, консультации со специалистами по различным вопросам;
• использование педагогических приемов, позволяющих результативно управлять образовательным процессом (на этой основе функционируют образовательные программы нового поколения);
• организация кооперированных связей с другими ДОУ по внедрению и апробированию новых моделей образовательных программ;
• развитие координационного и демократического стиля управления, для которого характерны формы и методы, помогающие раскрытию способностей подчиненных, стимулирующие творчество, побудительные мотивы к новаторству, поиск новых решений, ориентированных на существенное повышение эффективности работы;
• оплата подготовки и переподготовки специалистов.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА
    
        Под инновационным потенциалом педагога мы понимаем совокупность социокультурных и творческих характеристик личности педагога, выражающую готовность совершенствовать педагогическую деятельность и наличие внутренних, обеспечивающих эту готовность, средств и методов. В инновационный потенциал педагога также включается желание и возможность развивать свои интересы и представления, искать собственные нетрадиционные решения возникающих проблем, воспринимать и творчески воплощать уже существующие нестандартные подходы в образовании.
Основной целью  инновационной  деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований.  Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет  управление этими процессами. И только в результате  эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои  наработки, которые приведут  к обновлению и модернизации  педагогического процесса в ДОУ.
     В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач.                                                             
·        Мотивационные условия вхождения в инновационную деятельность коллектива.  Педагогический коллектив всегда неоднороден. Его изучение и анализ помогают  правильно организовать инновационную деятельность с учетом оценки уровня готовности членов коллектива к восприятию новшеств.      
Руководителю, организующему инновационную деятельность, важно уметь оценить инновационный потенциал педагогического коллектива, который характеризуется тремя показателями.
1. Восприимчивость педагогов к новому — это потребность в постоянном профессиональном росте. Восприимчивый к нововведениям педагог:
а) стремится внедрить передовой опыт в практику;
б) постоянно занимается самообразованием;
в) привержен определенным своим идеям, которые развивает в процессе деятельности;
г) анализирует и рефлексирует результаты своей педагогической деятельности, сотрудничает с научными консультантами;
д) умеет прогнозировать свою деятельность и планировать ее в перспективе.
2. Подготовленность к освоению новшеств  включает в себя: информированность о новшествах, наличие потребностей в обновлении педагогического процесса, знаний и умений для успешной профессиональной и исследовательской деятельности.
3. Степень новаторства педагогов в коллективе.  К.Ангеловский выделяет пять групп педагогов по оценке степени их новаторства:   новатор, передовик, умеренный,  предпоследний, последний.
1. Группа «Новаторов». Педагоги с ярко выраженным новаторским духом, которые всегда первыми воспринимают новое, знакомятся с ним и считают, что новое хорошо уже потому, что оно новое. Эти педагоги обладают способностями к решению нестандартных задач, они не только воспринимают новшества, осваивают их, но и сами активно создают и разрабатывают педагогические инновации.
2. Группа «Передовиков» — это те, кто первыми осуществляют практическую, экспериментальную проверку той или иной инновации в своем коллективе. Они первыми подхватывают появившиеся в округе, районе инновации.
3. Группа   «Умеренные». Освоение новшеств осуществляют умеренно, не спешат, но в то же время не хотят быть среди последних. Они включаются в инновационную деятельность, когда новое будет воспринято большинством коллег.
4. Группа «Предпоследние». Эта категория педагогов воспринимает новое только после того, как сформируется общее положительное мнение к нему.
5. Группа «Последние». В нее входят педагоги, сильно связанные с традициями; со старым, консервативным мышлением и отношением к деятельности.
   Люди, слабо мотивированные на освоение и внедрение новшества, могут оказывать ему сопротивление в разной форме. В связи с этим задача руководителя — формировать в коллективе чувство неудовлетворенности достигнутым результатом, положительное общественное мнение о нововведениях.
·        Непрерывное повышение квалификации  и компетентности педагогов.
  Обучение воспитателей  проводится через разные формы:
1)     проведение семинаров для сотрудников,
2)     направление их на курсы повышения квалификации;
3)     организация «круглых столов» с приглашением известных  специалистов;
4)     организация работы методических объединений или творческих групп;
5)     практикумы;
6)     самостоятельная работа отдельных педагогов по изучению литературы по теме.
Педагоги должны поверить, что достижение поставленных перед ними целей приведет к получению значимого для них результата, вознаграждения (материального, морального); что они смогут выполнить задание, прилагая приемлемые для себя усилия.
·        Создание  инновационных    структурных  подразделений и управление  их деятельностью.   Для каждой категории педагогов – участников инновационной структуры – необходимо определение и уточнение их функциональных обязанностей, а также закрепление прав. Эти моменты прописываются в Положении о  Совете инновации,  которое утверждается на   педагогическом совете ДОУ.
·        Систематический анализ результатов  инновационной деятельности позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления  воспитательно-образовательным процессом.    Единая система мониторинга, обеспечит  необходимую информационную основу для принятия и коррекции управленческих решений, направленных на достижение поставленных задач и включающая в себя:
·        Выявление  и распространение  инновационного опыта проводить на муниципальном, региональном и федеральном уровнях в ходе проведения конференций, мастер-классов, конкурсов педагогического мастерства,  публикаций в профессиональных журналах. Результатом работы каждого педагога является формирование личного портфолио педагога.
·        стимулирование  педагогов    к инновационной деятельности.
Мотивацию творческого педагогического труда в условиях инноваций обеспечивают моральные и материальные стимулы.
             Данная система действий направлена на создание ситуации успеха каждому сотруднику, ориентации на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, совершенствование его творческого потенциала, профессиональной мотивации, и как следствие постоянность основного состава педагогического коллектива на протяжении  длительного периода. Создание коллектива единомышленников - результат эффективности управления учреждением и одновременно залог успешности организованной инновационной деятельности ДОУ.
   Таким образом, в условиях развертывания инновационных тенденций в дошкольном образовании, обновления его содержания и форм необходимо выстроить систему сопровождения инновационной деятельности педагогов, обеспечивающую возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.
Педагог живёт до тех пор, пока он учится (познаёт новое)
Используемая литература
1.      Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 64 с.
2.      Деркунская В.А., Поведенок Н.П., Тимофеева Н.Н. Инновационные формы активизации профессионального творчества воспитателей ДОУ в условиях опытно-экспериментальной работы // Управление ДОУ. — 2005. — № 5. — с. 24.
3.      Лебедева С.С. Косарева Л.К. Личностное и профессиональное развитие педагогов ДОУ // Управление ДОУ. — 2003. — № 1. — с. 23.
4.      Поздняк Л.В. Основы управления дошкольным образовательным учреждением. — М.: АПО, 1994. — 125 с.
5.      Сафонова О.А. Системный подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. — 2003. — № 1. — с. 24.
6.      Третьякова П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. — М.: Новая школа, 2003. — 304 с.
7.      Трошкина А.В. Программно-целевой подход в управлении ДОУ // Управление ДОУ. — 2003. — № 5. — с. 15.
Автор: Казанцева Н.А., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ «Детский сад № 9» городского округа Богданович Свердловской области

Комментариев нет:

Отправка комментария