
Формирование представлений о теплопередаче, о
способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к
преобразованию.
Предварительная работа.
-
Проведение системы работы о бумаге, дереве, металле, живых объектах, элементарных опытов с целью знакомства с их
свойствами; прогулок - исследований, наблюдений, экскурсий.
-
Рассматривание энциклопедий.
-
Изготовление коллекции «Разная бумага».
-
Подготовка презентации «Появление огня».
-
Тонирование листов бумаги.
Индивидуальная
работа:
-
Активизировать фразовую речь у Захара Д., Вадима К.
-
Совершенствовать звукопроизношение у Данила Л., Анастасии М.
Материал
и оборудование:
алюминиевая
проволока (сечение 2–3 мм, длина 20–80 см), деревянный кубик, картон (на
каждого ребенка и у педагога), спичка, коробок, свечка, деревянный брусочек,1/2
кирпича, кусок резины, металлический брусок, ватман, краски, подставки для
кистей, салфетки, баночки с водой, кисти (по количеству детей), слайды.
Методические
указания.
Воспитатель.
Ребята, скажите мне, пожалуйста, откуда берётся тепло?
Дети.
От солнца. От плитки. От огня.
Воспитатель.
Правильно. Сейчас, когда у каждого есть дома плита, можно на ней приготовить
обед, согреть воду. А давным–давно, много лет назад, у людей не было огня, и тепло они могли получать только от
солнышка – солнце греет своими лучами, и становится тепло.(слайд 1;2)
(Приложение1) Сейчас на небе солнце, и его лучи проникают даже к нам в комнату
– подойдите к окну, подставьте руки, пусть лучи солнца согреют их! (Дети
подходят к окну, подставляют руки солнцу. Приложение 2)
Дети
садятся обратно к доске.
Людям
хотелось получить огонь – ведь тогда можно будет греть на огне воду, готовить
пищу. Решили они послать к Царю огня,
который жил высоко в горах, одного человека, Прометея (слайд 3). Пришел он к
царю и говорит: «Здравствуй, Царь огня! Дай, пожалуйста, людям огонь, чтобы не
было холодно ночью, чтобы можно было готовить на огне пищу!»(слайд 4,5) Царь
огня рассмеялся и говорит: «А что вы, люди, знаете о тепле? Как можно добыть
тепло?» Прометей подумал и отвечает: «Когда нам холодно, то мы трем ладони рук
одну о другую и становится тепло. Вот так...» Ну–ка, ребята, попробуйте
потереть ладошки, будет тепло или нет?
(Дети трут ладошки. Приложение 3)
А царь дальше спрашивает: «Ну, хорошо, а
как сделать, чтобы было не просто тепло, а горячо? Вот тебе проволока, сделай
так, чтобы она стала горячей!» И дал Прометею проволоку — вот такую. Как же, ребята, сделать проволоку горячей?
Как вы думаете? (Предположение детей).
Прометей подумал: «Если мы руки
согревали – двигали ладонями туда–сюда, то и проволоку надо сгибать-разгибать».
Присаживайтесь за столы и попробуйте, ребята,
сделать проволоку горячей.
Дети сгибают и разгибают проволоку. (Приложение
4) Затем педагог предлагает им потрогать проволоку посередине – на месте сгиба.
Дети щупают место сгиба проволоки.
Воспитатель. Ну, что, нагрелась проволока,
горячая? (Да, горячая.) Увидел это Царь огня и говорит: «Ты справился с задачей.
Вот тебе последнее задание – добудь огонь сам, а как, ты уже знаешь – надо
потереть что–то сильно–сильно, долго–долго, и будет сначала тепло, потом горячо, потом очень горячо, а уж потом появится огонь!» Прометей поблагодарил Царя: «Спасибо, тебе,
Царь огня, за добрый совет» – и ушел к людям.
–Ребята,
какие материалы надо выбрать Прометею, чтобы появился огонь? (Дети подходят к
столу с различными материалами,
обсуждают, анализируют, делают выводы и выбирают деревянные кубики. Приложение
5)
–Люди
взяли две деревяшки и стали их тереть, сначала было горячо, потом очень горячо.
Давайте, ребята, попробуем тереть кубик о картонку, посмотрим, будет ли горячо?
Дети садятся за столы и трут кубик о
картонку. (Приложение 6)
–Ребята,
становится горячо? (Да) Если так долго–долго тереть, то получится огонь, но вы
еще маленькие и сильно тереть у вас не получится. (Дети переходят и садятся к
доске)
Таким способом с помощью двух деревяшек
добывали люди огонь много-много лет назад. Они его берегли, поддерживали.( слайд
6,7,8) И сейчас некоторые дикие племена добывают огонь трением – трут деревяшки
одна о другую, они нагреваются, и получается огонь.(слайд 9)
Потом люди придумали спички – надо
потереть одну спичку о коробок, и получится огонь, вот посмотрите. (Показывает
спичку и коробок, трет (не чиркает!) о коробок, спичка загорается.) А спичкой
можно уже зажечь, например, свечку, и она будет гореть долго. (Зажигает свечу. Приложение
7) Вот так люди много лет назад поняли, как добыть огонь и тепло. (слайды 10,
11, 12, 13, 14)
– А теперь, ребята, давайте нарисуем огонь и солнышко,
которые несут нам тепло, но сначала разомнём свои пальчики. (Приложение 8)
Пальчиковая
гимнастика:
Дружат в нашей группе девочки и мальчики, «здороваются»
Мы
с тобой подружим маленькие пальчики,
касание пальцев правой – левой руки
1,2,3,4,5
начинаем мы считать, сжимают,
разжимают кулаки
1,2,3,4,5
мы закончили считать, хлопают
Воспитатель обращает внимание на
композиционное решение, напоминает, что умение работать сообща приводит к
хорошим результатам.
(дети
выполняют коллективную работу. Приложение 9)
–
Вы мастерски справились с заданием, и в нашей группе стало теплее, спасибо за
сотрудничество!
Перечень
литературы:
1 Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2 Конвенция ООН о
правах ребёнка 1989 год.
3 Основная
общеобразовательная программа "От рождения до школы" Под ред. Е.В.
Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 6 – е изд. – М.: Мозаика – Синтез,
2012.
4 Тугушева Г.П.,
Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного
возраста. – С – П.: Детство – Пресс, 2009.
5 Комарова Т.С.
Занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа. – М.: Мозаика –
Синтез, 2010.
6 О.В. Дыбина. Ознакомление
с предметным социальным окружением. Система работа в старшей группе детского
сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
7 Е.Е. Крашенинников,
О.Л. Холодова. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М.: Мозаика
– Синтез, 2012.
Пояснительная
записка.
Непосредственно организованная
образовательная деятельность ознакамливает дошкольников со свойствами
предметов, формирует интерес к явлениям природы, расширяет представления о
естественно научных связях между природными явлениями.
Деятельность предполагает использование самых
разных методов и приёмов. Широко применяется наглядность: натуральные объекты –
дерево, металл, резина, пластмасса, кирпич, бумага; слайды; спички, свеча;
материалы для рисования.
В работу включаются все анализаторы детей: зрительный,
слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получают возможность занять активную
позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под моим
руководством сделать выводы и произвести самостоятельные обобщения.
Я считаю, что, овладевая таким способом
познания, как экспериментирования, дети развиваются активными, самостоятельными
и творческими личностями, что доказывает непосредственная организованная
образовательная деятельность «Нагревание проволоки». При этом выполняется
важнейшее условие современных образовательных стандартов – полноценное,
всестороннее развитие ребёнка с учётом индивидуально – личностного
подхода.
Автор: Стешенко Елена
Комментариев нет:
Отправить комментарий