17.03.2014

Конспект НОД для детей старшей группы. Познание. «Нагревание проволоки»


 Программные задачи.
Формирование представлений о теплопередаче, о способах изменения температурного состояния тела. Развитие способностей к преобразованию.
 Предварительная работа.
- Проведение системы работы о бумаге, дереве, металле, живых объектах, элементарных опытов с целью знакомства с их свойствами; прогулок - исследований, наблюдений, экскурсий.
- Рассматривание энциклопедий.
- Изготовление коллекции «Разная бумага».
- Подготовка презентации «Появление огня».
- Тонирование листов бумаги.
Индивидуальная работа:
- Активизировать фразовую речь у Захара Д., Вадима К.
- Совершенствовать звукопроизношение у Данила Л., Анастасии М.
  Материал и оборудование:
алюминиевая проволока (сечение 2–3 мм, длина 20–80 см), деревянный кубик, картон (на каждого ребенка и у педагога), спичка, коробок, свечка, деревянный брусочек,1/2 кирпича, кусок резины, металлический брусок, ватман, краски, подставки для кистей, салфетки, баночки с водой, кисти (по количеству детей), слайды.
Методические указания.
Воспитатель. Ребята, скажите мне, пожалуйста, откуда берётся тепло?
Дети. От солнца. От плитки. От огня.
Воспитатель. Правильно. Сейчас, когда у каждого есть дома плита, можно на ней приготовить обед, согреть воду. А давным–давно, много лет назад, у людей не было  огня, и тепло они могли получать только от солнышка – солнце греет своими лучами, и становится тепло.(слайд 1;2) (Приложение1) Сейчас на небе солнце, и его лучи проникают даже к нам в комнату – подойдите к окну, подставьте руки, пусть лучи солнца согреют их! (Дети подходят к окну, подставляют руки солнцу. Приложение 2)
Дети садятся обратно к доске.
Людям хотелось получить огонь – ведь тогда можно будет греть на огне воду, готовить пищу. Решили они  послать к Царю огня, который жил высоко в горах, одного человека, Прометея (слайд 3). Пришел он к царю и говорит: «Здравствуй, Царь огня! Дай, пожалуйста, людям огонь, чтобы не было холодно ночью, чтобы можно было готовить на огне пищу!»(слайд 4,5) Царь огня рассмеялся и говорит: «А что вы, люди, знаете о тепле? Как можно добыть тепло?» Прометей подумал и отвечает: «Когда нам холодно, то мы трем ладони рук одну о другую и становится тепло. Вот так...» Ну–ка, ребята, попробуйте потереть ладошки, будет тепло или нет?  (Дети трут ладошки. Приложение 3)
      А царь дальше спрашивает: «Ну, хорошо, а как сделать, чтобы было не просто тепло, а горячо? Вот тебе проволока, сделай так, чтобы она стала горячей!» И дал Прометею проволоку — вот такую.  Как же, ребята, сделать проволоку горячей? Как вы думаете? (Предположение детей).
        Прометей подумал: «Если мы руки согревали – двигали ладонями туда–сюда, то и проволоку надо сгибать-разгибать». Присаживайтесь за столы и попробуйте, ребята,  сделать проволоку  горячей.
      Дети сгибают и разгибают проволоку. (Приложение 4) Затем педагог предлагает им потрогать проволоку посередине – на месте сгиба. Дети щупают место сгиба проволоки.
    Воспитатель. Ну, что, нагрелась проволока, горячая? (Да, горячая.) Увидел это Царь огня и говорит: «Ты справился с задачей. Вот тебе последнее задание – добудь огонь сам, а как, ты уже знаешь – надо потереть что–то сильно–сильно, долго–долго, и будет сначала тепло, потом  горячо, потом  очень горячо, а уж потом появится огонь!»  Прометей поблагодарил Царя: «Спасибо, тебе, Царь огня, за добрый совет» – и ушел к людям.
–Ребята, какие материалы надо выбрать Прометею, чтобы появился огонь? (Дети подходят к столу с различными  материалами, обсуждают, анализируют, делают выводы и выбирают деревянные кубики. Приложение 5)
–Люди взяли две деревяшки и стали их тереть, сначала было горячо, потом очень горячо. Давайте, ребята, попробуем тереть кубик о картонку, посмотрим, будет ли горячо? Дети садятся за столы и  трут кубик о картонку. (Приложение 6)
–Ребята, становится горячо? (Да) Если так долго–долго тереть, то получится огонь, но вы еще маленькие и сильно тереть у вас не получится. (Дети переходят и садятся к доске)
       Таким способом с помощью двух деревяшек добывали люди огонь много-много лет назад. Они его берегли, поддерживали.( слайд 6,7,8) И сейчас некоторые дикие племена добывают огонь трением – трут деревяшки одна о другую, они нагреваются, и получается огонь.(слайд 9)
      Потом люди придумали спички – надо потереть одну спичку о коробок, и получится огонь, вот посмотрите. (Показывает спичку и коробок, трет (не чиркает!) о коробок, спичка загорается.) А спичкой можно уже зажечь, например, свечку, и она будет гореть долго. (Зажигает свечу. Приложение 7) Вот так люди много лет назад поняли, как добыть огонь и тепло. (слайды 10, 11, 12, 13, 14)
  А теперь, ребята, давайте нарисуем огонь и солнышко, которые несут нам тепло, но сначала разомнём свои пальчики. (Приложение 8)
                               Пальчиковая гимнастика:
 Дружат в нашей группе девочки и мальчики,         «здороваются»
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,          касание пальцев правой – левой руки 
1,2,3,4,5 начинаем мы считать,                                 сжимают, разжимают кулаки
1,2,3,4,5 мы закончили считать,                                 хлопают
     Воспитатель обращает внимание на композиционное решение, напоминает, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.
(дети выполняют коллективную работу. Приложение 9)
– Вы мастерски справились с заданием, и в нашей группе стало теплее, спасибо за сотрудничество!
                          Перечень литературы:
1    Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации».
2       Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 год.
3 Основная общеобразовательная программа "От рождения до школы" Под ред. Е.В. Вераксы,Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – 6 – е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
4  Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста. – С – П.: Детство – Пресс, 2009.
5   Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. Старшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.
6    О.В. Дыбина. Ознакомление с предметным социальным окружением. Система работа в старшей группе детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
7     Е.Е. Крашенинников, О.Л. Холодова. Развитие познавательных способностей дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.                     
Пояснительная записка.
  Непосредственно организованная образовательная деятельность ознакамливает дошкольников со свойствами предметов, формирует интерес к явлениям природы, расширяет представления о естественно научных связях между природными явлениями.
 Деятельность предполагает использование самых разных методов и приёмов. Широко применяется наглядность: натуральные объекты – дерево, металл, резина, пластмасса, кирпич, бумага; слайды; спички, свеча; материалы для рисования.
  В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получают возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под моим руководством сделать выводы и произвести самостоятельные обобщения.
  Я считаю, что, овладевая таким способом познания, как экспериментирования, дети развиваются активными, самостоятельными и творческими личностями, что доказывает непосредственная организованная образовательная деятельность «Нагревание проволоки». При этом выполняется важнейшее условие современных образовательных стандартов – полноценное, всестороннее развитие ребёнка с учётом индивидуально – личностного подхода.         
Автор: Стешенко Елена

Комментариев нет:

Отправка комментария