
Проблема раннего
формирования представлений о здоровом образе жизни актуальна, своевременна и достаточно сложна.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем
активную деятельность, направленную на сохранение и улучшение здоровья.
Известно, что
дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и
психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь
развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период
идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма, закладываются основные черты личности, формируется характер,
отношение к себе и окружающим, это наиболее благоприятный период для активного развития познавательных
процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Важно на этом
этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа
жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и
спортом.
Формирование осознанного отношения к своему здоровью и здоровью
окружающих является также необходимым условием воспитания здорового ребенка в
детском саду. Результативность такого процесса во многом зависит от того,
насколько активно участвуют в нем родители.
Главный момент в контексте "семья -
дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по
поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в
процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг
другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации
его развития. Современные тенденции в развитии дошкольного образования
объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое
непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и
педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования наших
воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей,
создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при
условии разработки системы взаимодействий ДОУ и семьи.
На протяжении многих лет в нашем дошкольном
учреждении взаимодействие с семьёй
воспитанника определяются понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие педагогов ДОУ с
родителями по формированию у детей представлений о ЗОЖ реализуется посредством разных форм:
·
родительские собрания. Диалог на
родительских собраниях – это шаг к взаимопониманию, ступенька к обретению
доверия, обмену духовными ценностями, эмоциями, опытом, знаниями. Только
диалоговая форма проведения родительского собрания стимулирует совместную мыслительную
деятельность воспитывающих взрослых, - и как результат новое качество
воспитания ребёнка. Собрания – встречи проходят в разных формах и носят
интригующие названия («Круглый стол с острыми углами», «Дискуссионные качели» и
т.д.).
·
родительские конференции. Успех
конференций по формированию представлений о здоровом образе жизни зависит от
соблюдения следующих условий: наличие определённого запаса знаний у родителей,
изучение опыта семейного воспитания для подготовки выступлений, наличие
иллюстративного материала. Тематика конференции обычно определяется содержанием
предыдущих занятий с родителями. Например, после цикла собраний и консультаций
на тему «Оздоровление детей» была
проведена конференция «Семейные традиции здорового образа жизни» и
«Эмоциональное благополучие как залог здоровья семьи».
·
тематические консультации для родителей по своему характеру близки к
беседам и служат одной из форм индивидуальной и дифференцированной работы с
семьёй. Тематика консультаций в нашем детском саду определяется результатами
повседневных наблюдений за деятельностью ребёнка. Эта форма работы с родителями
позволяет педагогам ДОУ, с одной стороны, в доверительной обстановке обсудить с
ними все аспекты формирования представлений о ЗОЖ, а с другой – получить от родителей важную для себя информацию.
·
дни открытых дверей, дни здоровья
·
стенды – это наглядная форма
представления информации.
ü
структурирована по направлениям
ü
отвечает информационным запросам родителей
ü
эстетически оформлена
ü
содержит текст и фотоматериалы
·
выставка – это собрание предметов
(рисунков, фотографий, книг, журналов) о здоровье, здоровом образе жизни семьи
и детского сада. Выставки детских работ организуются в целях привлечения
родителей к результатам обучения детей («Если хочешь быть здоров - закаляйся»,
«Мы на физкультурном занятии»). Фотовыставка «Папа, мама, я – спортивная
семья». Тематические выставки «Как воспитать здорового ребёнка» , «Спортивный
досуг в семье» - познакомят родителей с
актуальными вопросами общественной жизни, пропагандируют лучший опыт семьи, в
доступной наглядной информации представляют демонстрационный материал. Большой
отклик вызывает у родителей и детей предложение презентовать семью в форме
семейной газеты; газеты детского сада «Ласточкины вести. ЗОЖ»
·
досуговые формы – это совместные
досуги, праздники. Они призваны устанавливать теплые неформальные,
доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями,
между родителями и детьми. Родители становятся более открытыми для общения
/«Папа, мама, я – спортивная семья», «Спортивный праздник с родителями», «Мы за
здоровый образ жизни», организация «Семейных театров»/
·
познавательные формы – ознакомление
родителей с вопросами здоровьесбережения, с особенностями формирования
представлений у детей о здоровом образе жизни, формирование у них практических
навыков. Педагоги творчески подходят к их организации и проведению, опираясь
часто на популярные телепередачи /«КВН», «Что, где когда?», «Круглый стол»/.
·
акция. Например, целью акции «Здоровый
образ жизни» - является пропаганда здорового образа жизни среди детей,
родителей, сотрудников через создание информационного поля.
Сегодня в дошкольном учреждении накоплен
интересный опыт взаимодействия педагогов дошкольного учреждения с семьями
воспитанников. Список форм взаимодействия постоянно пополняется, поэтому в этом
вопросе мы ставим многоточие.
Автор: Казанцева Н.А., воспитатель первой квалификационной категории МКДОУ
«Детский сад № 9» городского округа Богданович Свердловской области
Комментариев нет:
Отправка комментария