13.06.2014

Лепка на тему "Удивительные барашки, кузнечики и птицы".

Цель. Провести беседу о декоративно-прикладном искусстве; углубить понятие о многообразии форм и пропорциональных особенностях строения животных и птиц; совершенствовать навыки работы с пластилином, изготовлять объемные Поделки из пластилина , умение передавать форму и пластику животных и птиц на основе просмотра произведений декоративно-прикладного искусства; развивать чувство гармонии в процессе предварительной переработки форм реальных в декоративные; способствовать формированию уважения к труду народных мастеров и пониманию красоты декоративно-прикладного искусства.
Задания к уроку. Изготовить объемное изделие; ознакомиться с новыми понятиями и терминами, научиться применять их на практике.
Оборудование. Таблицы, иллюстрации с изображением керамических изделий, глиняные игрушки, кувшины, чаши, кухонные дощечки; пластилин, стеки, дощечка для лепки, салфетка, краски, кисти, стакан с водой, тетрадь-словарь.
Техника выполнения. Объемная лепка.
Ход урока
І. Организационная часть
Возьми себе за правило:
Выдумывай, пробуй, твори!
Разум, фантазию ты прояви!
ІІ. Актуализация опорных знаний
Викторина «Виды искусства».
Используется визуальный ряд для определения видов искусства.
Разгадывание кроссворда «Виды и жанры искусства»

ж
и
в
о
п
и
с
ь

а
р
х
и
т
е
к
т
у
р
а
н
а
т
ю
м
о
р
т

р
е
л
ь
е
ф


По горизонтали
1. Вид изобразительного искусства, в котором изображение создается с помощью цвета.
2. Искусство проектирования и строительства сооружений.
3. Жанр изобразительного искусства, изображение неодушевленных предметов.
4. Выпуклое скульптурное изображение на плоскости.
Вертикальный
1. Разновидность художественного произведения.
IIІ. Работа над темой урока
1. Беседа о декоративно-прикладном искусстве
Человек по своей природе - художник. Издавна им руководило желание обогатить красотой все, что его окружает и к чему прикасались его руки. С этой целью на простые ткани наносили вышитые узоры, керамические изделия украшали выдавленными и нарисованными орнаментами. Узор придавал предмету особую красоту, богатство и нарядность. Украшенную вещь оценивали уже не только за пользу, но и за мастерство. Древние гончары, кузнецы, ткачи, портные и вообще ремесленники, мастера декоративно-прикладного искусства, создавали настоящие шедевры, которые мы можем увидеть сегодня в музеях, картинных галереях и на выставках.
2. Словарная работа
Художественно выполненные предметы быта - одежда, посуда, мебель, ковры, вышивки, ювелирные изделия, кружево, керамические игрушки и т.п. - называются предметами декоративно-прикладного искусства.
В них сочетаются красота и удобство, практичность и целесообразность.
Искусство украшения предметов называется "декоративным" (от французского слова "декор" - "украшение").
3. Продолжение рассказа
Это - самый распространенный вид искусства, потому что его образцы встретишь в каждом доме.
Достопримечательности декоративно-прикладного искусства дошли до нас из глубины веков. Мастера создавали предметы быта из самых разнообразных материалов: дерева, глины, пряжи, кожи, металла, камня и т.п..
Одним из древнейших видов народного декоративно-прикладного искусства является гончарное производство. Из глины изготовляли керамическую посуду (кувшины, чашки, миски, чаши). Изделия из различных видов глины, выжженные при высоких температурах в специальных печах, называются керамикой. Гончарные изделия изготавливали с помощью гончарного круга, а чтобы они были крепче, их покрывали глазурью (тонким слоем свинцового порошка, который плавился при обжиге). Большим достижением в керамике стало открытие фарфора - техники изготовления изделий из белой глины и специальных добавок.
На Украине основными центрами керамического искусства были Опошня, Миргород, Зеньков Полтавской области; Дыбинцы, Васильков Киевской; Поповка, Новая Водолага Харьковской; Куты Ивано-Франковской.
Формы керамических изделий и их отделка в разных регионах были обозначены местными характерными чертами. В одной местности преобладали геометрические орнаменты, в другой - на посуде расцветали пышные растительные узоры: цветы подсолнуха, розы, гроздья винограда. Расписывались также глиняные игрушки - свистульки в форме петушков, барашков, всадников, козлов, кузнечиков и т.д..
4. Просмотр демонстрационного материала (с комментарием учителя).
5. Продолжение рассказа
Детская игрушка - изображение петушка или барашка, созданное безудержной фантазией народного мастера, - неповторимая жемчужина, определяет лицо народа.
В древние времена люди делали женские фигурки из глины, украшали их узорами, облепляли зерном и бросали в огонь. Вокруг очага выполняли ритуальные действа, связанные с культом Матери-Земли.
После выполнения этого магического обряда, год должен был принести богатый урожай, фигурки отдавали для забавы детям. Так появились первые игрушки.
Исследователи считают, что традиция изготовления животноподобных игрушек очень давняя, и связывают ее со скотоводством и производством молока и сыра. Во время раскопок археологами было найдено немало скульптурных изображений быка, барана, свиньи, птицы и т.д..
Украинские народные игрушки чрезвычайно разнообразны. Есть они деревянные, глиняные, творожные, соломенные и из других природных материалов, правда отличаются цветом, формой, узором, отделкой и техникой изготовления.
6. Правила техники безопасности и культуры труда
1. Не размахивать стеками, чтобы не пораниться.
2. Лепить только на подкладной дощечке.
3. Не оставлять кусочки пластилина на парте, не бросать их на пол.
4. После работы руки нужно вытереть салфеткой и хорошо вымыть.
Перед выполнением практической работы следует напомнить детям приемы работы с пластилином. (Используются демонстрационные таблицы «Приемы работы с пластилином»).
8. Последовательность лепки барашка:
а) поделите пластилин на две непропорциональные части;
б) с первой сделайте туловище; для этого раскатайте пластилин прямыми движениями рук и создайте толстый валик; конец валика согните дугой, стекой сделайте разрез; пальцами рук сформируйте передние и задние ноги;
в) от общей формы оттяните пластилин для шеи и головы, затем
сделайте мордочку, а на ней - маленький носик;
г) с другого конца формы сделайте хвост;
д) из второй части пластилина слепите рожки и соедините их с головой; стекой выделите глаза, нос; заровняйте неравенства и придайте фигуре характерные признаки;
е) готовую фигуру раскрасьте.
Таким образом можно вылепить и коня.
IV. Практическая деятельность учащихся
Во время самостоятельной работы учащихся учитель оказывает индивидуальную теоретическую и практическую помощь.
(Звучит аудиозапись).
Динамическая пауза
Все устали мы немножко.
Пусть отдохнут руки-ножки.
Мы устали уж лепить –
Хотим немножко походить.
Посмотреть в оконце,
Потянуться к солнцу,
Как мячик, поскакать 
– И снова за работу приступать!
Продолжение практической работы учащихся.
V. Уборка рабочих мест
VI. Итог урока
Просмотр и оценка изделий.
Выставка детских работ.
Вот и прозвучал звонок –
Закончился наш урок.

Комментариев нет:

Отправка комментария